Турник, несмотря на простоту конструкции, — снаряд многофункциональный, позволяющий качественно проработать практически все группы мышц верхней части тела. При этом упражнения, выполняемые на нем, удивляют разнообразием — от простых до весьма зрелищных. Базовые, не требующие серьезной физической подготовки трюки на турнике могут освоить даже начинающие спортсмены. Более сложные элементы под силу лишь тренированным воркаутерам — атлетам, увлекающимся уличной гимнастикой. Для их осуществления нужна длительная работа над своим телом.
Подготовительный этап
Не стоит думать о выполнении даже простейших силовых элементов на турнике до умения подтянуться 10-кратно и непрерывно. Все основные приемы выполнять нужно регулярно, последовательно. В частности, качественно проведенный выход на две руки обычно требует не меньше двух месяцев постоянных занятий.
Существует много систем тренировок на турнике для начинающих и опытных атлетов. Все они основаны на трех главных принципах работы:
- Регулярность занятий — можно выбрать ежедневный график с одним выходным (подходит профессиональным спортсменам) или 3-разовый в неделю (оптимален для начинающих, поскольку мышцы нарастают именно во время отдыха).
- Соблюдение грамотной техники. Должна быть задействована не инерция, а мышечная сила.
- Правильное дыхание — равномерном, с выдохом при опускании корпуса и вдохом при его подъеме (достаточно глубокий вдох должен заканчиваться, лишь когда корпус будет расположен выше перекладины).
Необходимо овладеть техникой различных хватов: нейтральным, обратным, прямым или обратным зауженным, широким, параллельным, освоить подтягивание на одной руке, добавить подъемы с переворотами, «флажки». Несмотря на то что эти упражнения простейшие, они составляют базу, и бросать их или пропускать нельзя.
Разнообразить процесс подготовки помогает включение в него игр с подтягиванием:
- «Лесенка», когда участники висят на турнике одновременно, периодически подтягиваясь и стараясь «перевисеть» другого.
- Add-on, или «добавление», — участники по очереди выполняют ряд элементов, добавляя к ним свой. По ходу игры число элементов увеличивается, и время виса на перекладине растет, слабые игроки отпадают.
Важный момент: неправильно думать, что нагрузку, необходимую для выполнения трюков на турнике, могут потянуть лишь атлеты с большой мышечной массой. Развитые мышцы — нужная вещь, но не менее важны выносливость и терпение. Многие из тех, кто совершает сложнейшие трюки, накачанной фигурой не отличаются. Но техника выполнения упражнений, координация должны быть на высоте.
Трюки на турнике у нетренированных людей связаны с риском серьезных травм, поэтому в качестве страховочного элемента тем, кто только приступает к их освоению, необходимо использовать крепежные лямки. Без них, к примеру, обучение популярному трюку «солнышко» чревато травмами шейного отдела позвоночника.
Начальный уровень
Время, необходимое для изучения и отработки трюков, индивидуально и зависит от способностей спортсмена. Освоив технику подтягивания, можно приступать к овладению следующими элементами:
- Силовой выход на одну руку. Для его корректного выполнения в высшей точке подтягивания следует перебросить вес на одну из рук, а локоть второй поднимать выше грифа перекладины, пока не выпрямятся обе руки.
- «Флажок». Его практически невозможно выполнить без хорошо тренированных мышц пресса. Обеими руками следует крепко зафиксировать разносторонним хватом боковую стойку турника и медленно поднимать тело, пока оно не примет горизонтальное положение.
- «Крокодил». Отличное упражнение для тренировки равновесия. Узким хватом взявшись за перекладину, подать корпус вперед, согнув при этом локти под небольшим углом. Сложность придать телу перпендикулярное стойкам турника положение при регулярных занятиях быстро проходит.
Приведенные упражнения считаются простейшими, начальными трюками. Однако они помогают развить выносливость, координацию, нарастить мышечную массу. Для проработки более сложных элементов на турнике словесного описания мало, желательна консультация опытного спортсмена — того, кто проконтролирует правильное, а главное, безопасное их выполнение.
Виды трюков
Умея подтягиваться как минимум десять (лучше — 20-25) раз и научившись отрабатывать приемы правильно, можно приступать к освоению разного вида подъемов, выходов, поворотов и прочих трюков.
Подъемы
Начинающим гимнастам рекомендуют первым осваивать подъем переворотом:
- изначальное положение — взяться хватом сверху за гриф турника;
- подтянуться и махом на себя завести за перекладину ноги;
- сделав переворот, выйти в стойку на руки (упор спереди), при этом низ брюшной зоны должен лишь слегка соприкасаться с турниковым грифом.
Более усложненная версия этого подъема — элемент «перышко». Техника его выполнения идентична предыдущему упражнению, но корпус тела с перекладиной соприкасаться не должен. Для этого при подтягивании осуществляют силой бросок ногами, одновременно отодвигаясь от нее.
Считается, что освоение трюка «склепка» подтверждает определенный уровень мастерства в воркауте. В отличие от многих иных, силы он не требует, здесь важнее техника выполнения. Есть два вида осуществления склепки. Обычный:
- исходная позиция — хват за перекладину сверху;
- нужно раскачаться;
- достигнув максимального положения впереди, прогнуться и поднести ноги к турнику;
- за счет маха ногами вперед подняться вверх, точнее «вылететь» наверх и перейти в упор спереди над перекладиной.
Второй вариант склепки называется гимнастическим. Его особенность — большая раскачка на турнике:
- нужно раскачаться как можно сильнее;
- достигнув в размахе максимальной точки спереди, поднять прямые ноги к турнику;
- в момент, когда они будут у перекладины, сделать мах вперед и подтянуться к ней руками. Тело буквально выбросит на турник за счет силы маха.
Важное уточнение: при выполнении элемента, чтобы сила выброса была больше, к турнику подносят носки ног (а не другие их части), а руки никогда не сгибают.
Выходы
Основной элемент, база для освоения трюков на турнике — выход на одну руку. Для правильного его выполнения:
- подтянуться, опереться на руку, вывести вторую над перекладиной вверх локтем (сделать флажок);
- вывести второй локоть до переднего упора.
На начальном этапе, если флажок выполнять сложно, рекомендуется тренироваться на низком турнике. На нем проще, опираясь на одну руку, одновременно удерживать в приподнятом положении локоть.
Выходить на обе руки сложнее. Это выполняется или силовым способом, или рывком. Второй вариант проще, в этом случае перед подтягиванием рывковое движение осуществляют за счет маха.
«Стульчик» с выходом в задний упор — это разновидность предыдущего приема. Перекладина при выходе остается за спиной гимнаста снизу:
- нужно повиснуть с хватом сверху, но вниз головой;
- подтянуть кверху ноги и расположить их между руками;
- перекинуть их через перекладину с выходом в упор.
Умение делать «стульчик» пригодится при отработке выныривания из-под турника:
- сначала следует выполнить вис, расположив ноги между руками и придерживаясь за гриф турника подколенными суставами (очень важно при этом сохранять равновесие);
- сделав мах ногами вверх и вперед, провернуть туловище под перекладиной и выйти в упор.
Популярен «капитанский» прием на турнике. Другое его название — «иголочка». Элемент в исполнении несложен, но требует приложения силы и определенных навыков:
- исходное положение — взяться за перекладину прямым хватом и пронести ноги между рук;
- выпрямиться по вертикали таким образом, чтобы ноги были сверху;
- подтянуть себя руками, чтобы туловище оказалось в упоре сзади.
Считается, что самое сложное в этом упражнении — прохождение (или «пролезание») пятой точки. Не у всех это получается с первого раза, но в целом оно при относительной простоте выглядит эффектно.
«Выход принца» — прием, необходимый для последующей отработки одного из самых сложных, люксовых элементов — «выхода ангела». Он относительно прост, но при этом зрелищен. Для его выполнения нужна большая сила рук и разработанный плечевой пояс:
- изначальное положение — зацепиться за гриф нейтральным хватом (хват на две руки разнится для левшей и правшей: для основной — нижний, для неосновной — верхний);
- полностью повиснув, пронести между руками обе ноги;
- не меняя положения тела, вывести над перекладиной сначала основную руку (на ней поднимается туловище), затем неосновную;
- выйти на основную руку во «флажок» и, задержавшись так, сменить хват неосновной руки;
- выйти в упор полностью.
Список популярных трюковых выходов велик: «офицерский», «царский» («выход ангела» — его усложненная разновидность), «испанский», «крабик» и другие. Многие из них требуют от спортсмена немало времени и сил на овладение.
Сложные элементы для профессионалов
Известный для многих трюк, вызывающий восхищение окружающих, — «солнышко». Для качественного его выполнения необходимо умение делать на турнике стойку на руках. Это сложно и требует немало времени и терпения.
Кроме того, нужно уметь с максимальной амплитудой раскачиваться, удерживая прямыми руки и спину. Проще начинать раскачку с переднего упора. Впервые переходя в вертикальную стойку, большинство испытывает не просто неуверенность, но легкую панику. Эта реакция нормальна. Достаточно перевалиться однажды на другую сторону, и тело начнет запоминать правильный порядок действий.
Освоение «солнышка» — переход к самым сложным трюкам на турнике. Последующее описание некоторых из них лишь примерное. Овладение же требует обязательного участия опытного атлета.
«Выход беса» — русское название элемента «йо-йо». В английском варианте отражено сходство с крутящейся игрушкой, в русском — множество вроде бы хаотичных и резких движений, необходимых для его выполнения:
- изначальная позиция — взяться за перекладину левой рукой прямым хватом;
- поднять вверх немного согнутые ноги;
- прокрутиться и лечь спиной на руку (во время обучения можно отмахивать свободной рукой);
- схватиться второй рукой и поставить ее с той стороны, где изначально была стойка, во флажок;
- провернуть другую руку и выйти в упор.
Упоминавшийся выше «выход ангела», известный также как «царский выход на две», считается одним из самых впечатляющих элементов на перекладине. Выполнить его могут лишь подготовленные и достаточно сильные атлеты с гибкими и тренированными плечами, локтями, запястьями. Основная доля усилий при этом — на мышцах спины. Выполнение элемента:
- исходное положение — вис, когда тело находится на заведенных за спину руках;
- усилием мышц вывести плечи из-под турника, свести локти за спиной и поднять над перекладиной (при этом положение рук напоминает крылья ангела, что дало название элементу);
- когда позвоночник коснется грифа, вытолкнуть туловище вверх до упора.
Для освоения «выхода ангела» рекомендуется проработать ряд подготавливающих упражнений и составляющих приемов:
- из положения обратный вис поднимать ноги до перекладины;
- на низком турнике прокручивать плечи;
- подтягиваться перед и позади перекладины с вывернутыми запястьями;
- выполнять любые упражнения на гибкость суставов;
- освоить «выход принца».
Еще некоторые из трюков высшей сложности:
- CTI, или Close to impossible («почти невозможно»), — удержание своего тела двумя руками параллельно стойкам турника. При этом руки должны оставаться в горизонтальном положении на уровне перекладины.
- «Планш», или «горизонт» — удержание тела параллельно полу двумя руками с сохранением равновесия. Более сложный вид «планша» — «самолет», когда руки расположены максимально широко.
Если трюковые упражнения не получаются, как правило, причина заключается в недостатке физической формы или плохой технике.
Трюки для девушек
Обычные женские элементы воркаута по нагрузкам с мужскими несопоставимы. Юноши от природы не просто сильнее, у них лучше развита верхняя часть тела и выше выносливость. Это не значит, что женщины не в состоянии освоить сложные подъемы и выходы на турнике. Но им придется потратить больше сил и времени для отработки силовых составляющих.
Трюки сами по себе не делятся на мужские и женские, но, как правило, «прекрасная половина» для выступлений подбирает не столько силовые варианты, сколько красивые балансировки, позволяющие продемонстрировать изящество тела, его гибкость.
И для мужчин, и для женщин освоение базовых трюковых приемов должно быть последовательным: начиная с легких вещей, преодолевая скуку от отсутствия разнообразия, отрабатывать технику, наращивать выносливость и силу и лишь затем двигаться к сложным. Желательно при этом консультироваться с опытным в воркауте спортсменом насчет того, что можно добавить из трюков или из элементов для их подготовки. В противном случае вместо пользы для здоровья и удовольствия от умения выполнять зрелищные элементы можно получить крайне серьезную травму.