Велосипед — отличная альтернатива общественному транспорту или личному автомобилю. В густонаселенных городах с большим трафиком его часто используют в качестве основного способа для поездок на работу и обратно. Частым решением в этом случае становится мотор для велосипеда, снижающий уровень ежедневных физических нагрузок. Возможных вариантов для установки множество — перед выбором стоит разобраться, чем они отличаются.
Особенности и преимущества
Велосипеды с мотором обладают как преимуществами, так и недостатками. Положительные моменты:
- Увеличение дальности поездки. За один и тот же промежуток времени удастся проезжать на велосипеде большее расстояние.
- Гибридность. Двигатель для велосипеда становится альтернативой, а не заменой педалям. При отсутствии топлива или заряда добраться до пункта назначения можно привычным способом.
- Доступность в обслуживании. Требуется только запас бензина или доступ к бытовой электросети.
- Экономичность. В городской среде позволяет перемещаться с той же скоростью, что и на автомобиле (с учетом пробок), при меньших затратах на содержание.
- Отсутствие необходимости в регистрации ТС или разрешениях от ГАИ.
Отрицательные стороны также присутствуют. Помимо стоимости (двигатель обходится в немаленькую сумму) есть менее очевидные минусы:
- Увеличение общей массы. Велосипедные моторы весят от 6 кг и выше.
- Возможные сложности при установке. Для надежного монтажа универсальных моделей иногда требуется сверлить раму велосипеда.
- Ограниченная мощность. Бюджетный веломотор не способен развить большую скорость или ехать в гору.
Отличительные особенности есть у каждой разновидности механизма. Двигатель на велосипед проще выбрать, если разобраться в каждой категории подробнее.
Разновидности двигателей
Существует два основных типа — электрические и бензиновые двигатели на велосипед. Если первые появились относительно недавно, то бензомотор активно применялся еще в середине прошлого века. Мощность такого двигателя — от 1 до 4 л.с. Средняя емкость топливного бака — полтора литра, объем камеры сгорания — около 50 см3. Заправлять его нужно бензином и маслом в пропорции, рекомендованной производителем. Бензодвигатели различают по методу крепления:
- переднее крепление либо каретка заднего колеса;
- с установкой на раму (подвесной мотор);
- универсальные, с набором креплений для свободного монтажа.
Особенность установки — важный критерий, определяющий совместимость с байком владельца. Другие параметры — расход топлива, уровень шума и мощность. Частота обслуживания зависит от внутреннего устройства, например, при понижающем редукторе в механизме есть внутренняя смазка, увеличивающая срок службы. Основные преимущества бензиновых моторов на велосипед:
- высокая доступность в сравнении с электромотором;
- легкость в обслуживании;
- топливо дешевле, чем для других ТС;
- простой монтаж при наличии крепежа в комплекте.
Очевидный недостаток — необходимость в дозаправках. Особенно это проявляется при продолжительных поездках на моделях малого объема и у больших двигателей с повышенным расходом. Другие минусы:
- высокий уровень шума;
- низкая экологичность из-за вредных выбросов;
- требуется брать с собой запас топлива;
- бензиновые двигатели на велосипед требуют более тщательного ухода, чем электрические модели.
Несмотря на недостатки, бензодвигатель до сих пор пользуется популярностью. Однако вторая категория постепенно вытесняет его с рынка. Другое название электродвигателей — велосипедный мотор-колесо. По сравнению с бензиновыми моделями обладают меньшими габаритами. По принципу работы относятся к вентильным двигателям — магниты на роторе взаимодействуют с магнитным полем вращающегося статора. Электродвигатель на велосипед относится к одному из двух классов:
- С прямым приводом. Больше по размеру и весу при меньшем вращающем моменте. Позволяют развивать скорость до 60 км/ч, однако потребляют больше энергии. В выключенном состоянии ухудшают накат велосипеда.
- Редуктор с обгонной муфтой. Изготавливается из композитов, что увеличивает общую надежность системы. Небольшая средняя скорость компенсируется вращающим моментом и экономным энергопотреблением. Муфта позволяет велосипеду двигаться с легкостью даже при нерабочем моторе.
Первая категория постепенно устаревает. Редукторные двигатели дают больший пробег при одинаковом заряде батареи. Общая экономия мотора благодаря пониженному расходу — около 30 %. При этом модели обладают меньшим весом, что часто оказывается критичным при выборе между двумя вариантами со схожими характеристиками.
Многие производители велосипедных моторов прямого привода относят к преимуществам этого вида возможность рекуперации. Это означает, что заряд аккумулятора можно восстановить, переключившись на педальный ход. Проблема в том, что вернуть даже десятую часть энергии сложно, особенно при ухудшенном вращении колеса велосипеда в условиях отсутствия обгонной муфты.
Мотор-колесо устанавливается напрямую, однако существует несколько других вариаций монтажа. Место крепления — в каретку велосипеда либо у заднего колеса. Привод осуществляется через основную либо вспомогательную цепь. Однако из-за сложностей в установке на отдельные модели велосипедов мотор-колесо остается самым востребованным вариантом, сочетая в себе функции двигателя и трансмиссии. Также он менее требовательный в уходе благодаря защите от попадания частиц пыли и влаги.
Модели велосипедов с мотором
При наличии свободных средств вместо модернизации байка можно выбрать готовый велосипед с мотором. Классификация транспортных средств зависит от их назначения:
- Городские и шоссейные модели. Комплектуются покрышками без рисунка (сликами), предназначены для дальних поездок по ровным дорогам с твердым покрытием.
- Горные велосипеды с мотором. Отличаются повышенной мощностью и вариативностью в запасе хода (от 20 до 50 км). Мощность выбирают исходя из веса велосипедиста.
- Грузовые. Комплектуются специальным отсеком для перевозки. Обычно он устанавливается в передней части. Некоторые модели оборудуются двумя задними колесами для большей устойчивости и снижения нагрузки на раму.
- Складные. Сити-байки с упором на компактность. Обладают малой мощностью и габаритами, со складной в двух или трех местах рамой для удобной транспортировки.
Модели транспортных средств с мотором отличаются по дизайну — некоторые сложно отличить от обычного велосипеда, другие намеренно стилизуются под чоппер или футуристический транспорт.
Популярные производители
С приходом на рынок большого количества производителей велодвигателей ориентироваться в них становится сложно. Однако выделить несколько проверенных поставщиков, зарекомендовавших себя с лучшей стороны, можно:
- HAIBIKE. Известны своими стильными горными байками. Пользователи отмечают качественные амортизаторы, легкость усиленной алюминиевой рамы и хорошую трансмиссию.
- ELTRECO. Компания изготавливает комфортные и безопасные электровелосипеды для городской езды. Самая популярная линейка — e-Alfa. Напоминает обычный велосипед с корзинкой для продуктов у руля. Двигатель помогает развивать скорость до 45 км/ч, емкость заряда позволяет преодолевать расстояние до 50 км. Безопасность обеспечивается боковыми зеркалами и яркими диодами с обеих сторон.
- HOVERBOT. Производитель выпускает компактные модели оригинальной конструкции. Подседельный элемент соединен с верхней трубой рамы — это позволило уменьшить общую массу за счет жесткости. Оснащается системой ассистирования педалям в нескольких режимах и встроенным бортовым компьютером.
- E-MOTIONS. Специализируются на велосипедах для хозяйственных целей. Массово выпускают трехколесные модели, принесшие известность. Различаются количеством отсеков для перевозки продукции в виде металлических корзин. Сконструированы с учетом возраста возможных владельцев — верхняя труба часто отсутствует для облегчения посадки. Управление максимально отзывчивое.
- E-TRAIL. Изготавливает полностью складные модели — вплоть до колес и руля. При малых габаритах обладают усиленными литыми колесами, из-за чего не удалось избежать неожиданно большой массы — около 24 кг у самой ходовой модели, GS-new Fe.
Выбор производителя остается за потребителем — ориентироваться можно по флагманским моделям и отзывам других владельцев.
Советы по выбору
Стоит учитывать, что бензиновый двигатель более требователен к уходу. Даже самые надежные варианты потребуют замены элементов со временем. Если опыта в подобной работе, а также желания тратиться на обслуживание нет, стоит отдать предпочтение электромотору. Он обойдется немного дороже, но в долгосрочной перспективе экономия получится ощутимой.
Также полезно предусмотреть возможность легкой установки мотора на велосипед — на это влияют комплектация и доступность совместимого крепежа. В таком случае выбирать проще. Достаточно определиться с назначением — городские поездки на работу, регулярные заезды по холмистой местности или редкие велопрогулки. Чем чаще эксплуатируется велосипед, тем больше внимания следует уделять надежности элементов и экономичности. Сравнивать разные модели стоит не по внешнему виду и красочному описанию, а по техническим параметрам — часто за ярким дизайном скрывается дорогая игрушка, которая быстро выйдет из строя.