Велосипеды пользуются огромной популярностью, так как не только полезно для здоровья, но и экологичны, доступны по стоимости. Функциональность двухколесных транспортных средств зависит от грамотного устройства конструкции. Одним из важнейших элементов современных изделий является переключатель скоростей на велосипеде на руле, удобный и практичный. С его помощью можно регулировать процесс езды на разных участках маршрута.
Особенности детали
Переключатели скоростей, или манетки, представляют собой специальные устройства, которые используются для смены передачи на велосипеде. Принцип работы изделий заключается в воздействии на тросики — при натягивании либо ослаблении механизма цепь перемещается на нужную звездочку. Приспособление состоит из нескольких элементов:
- ручки манетки;
- фиксаторной пружины;
- подвижного блока;
- намотанного тросика;
- рычага подвижного блока;
- корпуса.
Манетка является элементом, отличающим многоскоростные велосипеды от односкоростных. Первые устройства устанавливались на раму, впоследствии, для удобства спортсменов, производители стали крепить их на руль. Профессиональное название изделий — шифтер.
Если байк оснащен парой переключателей скоростей, то на руле велосипеда монтируют два шифтера: слева — для управления передними устройством, справа — задним. К преимуществам манеток относятся:
- простота конструкции;
- легкий вес;
- множество режимов;
- доступная стоимость.
Среди недостатков отмечают сильное влияние внешних негативных факторов, необходимость проведения регулировки, правильного обслуживания. Переключатель может сломаться при падении велосипеда, а сменить передачу байка, который стоит на месте, невозможно.
Современные манетки представляют собой тонкие механизмы, которые нуждаются в грамотной разработке и серьезном обслуживании.
Разновидности переключателей
Существует 3 типа устройств, предназначенных для переключения скоростей на велосипедах. Два из них имеют принципиальные отличия друг от друга, третий сочетает в себе характеристики обоих шифтеров. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки:
- Внешний. Является наиболее распространенным, устанавливается на любые модели байков. Классическая система состоит из пары переключателей — для больших и задних звезд. Принцип работы заключается в механическом перемещении цепи, что происходит благодаря специальной рамке. Плюсы устройства: надежность, простота настройки, обслуживанию, легкий вес, доступная стоимость. Минусы: подверженность погодным условиям, повышенный износ цепи, невозможность смены передачи, если велосипед не находится в движении.
- Внутренний или планетарный. По внешнему виду напоминает обычную тормозную втулку. Смена скоростей производится не при помощи перебрасывания цепи с одной звездочки на другую, а за счет изменения передаточных чисел внутри устройства. Работает механизм точно так же, как автомобильная коробка передач. Плюсы: защита от внешней среды, возможность переключения с 7 на 2, с 1 на 5, независимо от того, едет байк или стоит, простота обслуживания. Минусы: сильное трение узлов, большой вес.
Комбинированные переключатели скоростей на велосипедах, которые крепятся на руле, представляют собой гибрид внешних и внутренних устройств. Модель дает пользователю гораздо больше возможностей. К преимуществам таких манеток относятся универсальность, возможность использования независимо от размеров звезд. К недостаткам стоит отнести не слишком удобную эксплуатацию, высокую стоимость.
Лучшие производители
В настоящее время велосипедные манетки выпускает множество компаний по всему миру. Самыми лучшими считаются 3 производителя:
- Shimano. Сегодня продукция этого японского бренда получила наибольшее распространение. Ее отличают высокая функциональность, качество конструкции, долговечность, надежность. Механизмы для велосипеда производят из прочных материалов с использованием современного оборудования. Спортивные манетки представлены несколькими сериями: Shimano Deore и Sram ESP 7.0 (имеют повышенный запас прочности, легкий вес), Alivio, Sram ESP 5.0 и Sram ESP 4.0 (устройства немного слабее профессиональных). Для любительской езды подойдут модели Acera и Sram ESP 4.0. Изделия неприхотливы в эксплуатации, пригодны для ремонта.
- Sram. Американский бренд, который выпускает 10 различных групп оборудования для велосипедов: Х.0 (манетки профессионального уровня), Х-9, Х-7 (полупрофессиональный класс), SX (навески для байков с 24–27 передачами), 3.0 (модели для начинающих спортсменов).
- Microshift. Многие велосипедисты считают манетки Shimano слишком мягкими, а элементы Sram — чересчур жесткими. Золотой серединой станет продукция тайваньского бренда. Рычаги располагаются максимально удобно, переключение скоростей можно производить большим пальцем. Microshift TS50 выпускают для шести- и семискоростных трещоток и кассет, TS70, TS75 оптимальны для велосипедов с 8–9 звездочками.
- Rohloff. Компания занимает лидирующие позиции по сложности механизмов. Шифтеры включают в себя до 14 планетарных составляющих. Модели характеризуются большим числом передаточных отношений, высокой эффективностью работы.
Перечисленные компании давно работают на рынке, имеют хорошую репутацию. Популярность их продукции обусловлена высоким качеством, надежностью, практичностью механизмов.
Советы по выбору и эксплуатации
Разобравшись, что такое манетки, установленные на велосипедах, можно задуматься о выборе подходящей модели. Внимания заслуживает несколько критериев:
- Способ крепления. Чаще всего механизм фиксируют при помощи хомута, при этом нельзя забывать о том, что трубы конструкции могут иметь разный диаметр.
- Направляющие рамки. Устройство подбирают, учитывая количество установленных звездочек.
- Тип механизма. Сегодня на рынке представлены разнообразные модели: фрикционные, индексные однорычажные, типа grip-shift, варианты, совмещенные с тормозными ручками, а также триггерные манетки.
Правильная эксплуатация устройств очень важна для велосипедиста, поскольку позволяет ездить гораздо комфортнее и быстрее. Кроме того, грамотное обращение значительно увеличит длительность службы цепи и звездочек. Пользование шифтерами должно осуществляться в соответствии с несколькими рекомендациями:
- при старте лучше устанавливать низкие скоростные режимы;
- меняют передачи без скачков, плавно;
- перед подъемом в гору необходимо заранее снизить скорость;
- менять режим стоит только в период спокойной езды;
- перед переключением на долю секунды необходимо уменьшить нагрузки, приходящиеся на педали.
При смене передачи не рекомендуется допускать больших перекосов цепи, поскольку это повышает ее износ. Выполнение простых советов, независимо от того, какие манетки, используются, поможет повысить уровень катания, позволит продлить срок эксплуатации байка.
Подбор подходящей передачи производят на основе индивидуальных ощущений. Основной критерий — легкое кручение педалей, это примерно 80–110 оборотов в минуту.
Нюансы установки и регулировки
Процесс монтажа и настройки манетки велосипеда — несложная работа, с которой можно справиться самостоятельно. Прежде всего, следует подготовить необходимые инструменты:
- отвертку;
- плоскогубцы;
- набор шестигранников;
- запасные тросики.
Многие мастера не знают, как снять манетку с руля. Для этого следует выкрутить заглушку, закрывающую канал на переключателе, открутить трос, выставить первую передачу. После этого элементы нужно извлечь, снять грипсу, ослабить болт-фиксатор и полностью демонтировать деталь.
Процесс установки обычно не вызывает никаких сложностей. Манетку надевают на нужное место рулевой трубы, затем фиксируют крепежный винт, устанавливают тросик. Регулировку проводят после значительного пробега или появления проблем с переключением скоростей. Процедуру выполняют следующим образом:
- ручку ставят так, чтобы самая маленькая звездочка находилась впереди, большая — сзади;
- откручивают тросик;
- положение рамки меняют при помощи винта ограничителя;
- тросик передней манетки слегка натягивают;
- переключают передачу на среднюю звезду, проверяют, касается ли цепь внешний рамки, если да, то трос необходимо затянуть туже;
- переключают передачу на маленькую звездочку для контроля легкости процедуры.
Ремонт переключателей также можно выполнить своими руками. Если смена передачи происходит туго, стоит спустить тросик либо проверить его на наличие перегибов. Если цепь трется о панель механизма, последний регулируют болтом на контрольной ручке. Прокрутка полотна свидетельствует о сильном износе устройства и необходимости замены элемента.