Важнейшим узлом всей конструкции велосипеда является его каретка. К ее выбору и установке относятся серьезно, ведь она принимает на себя нагрузку, являющуюся результатом кручения педалей. Любая каретка велосипеда располагается за передним колесом в нижней части рамы. Пользователям следует учитывать, что с разными моделями двухколесного транспорта совместимы определенные типы узлов.
Что собой представляет
Основная задача каретки — передача крутящего момента от педалей к колесам. Особое расположение механизма, в нижней части рамы, способствует загрязнению подшипников. Кареточному узлу достаточно регулярной очистки и смазки, но рано или поздно он все равно выйдет из строя из-за постоянной работы во время движения.
Устройство каретки несложное:
- Корпус — главная составляющая узла, на него крепятся остальные части каретки.
- Чашка — часть велосипедного узла, служащая для крепления в стакане.
- Ось каретки — элемент, имеющий возможность свободного вращения. Заканчивается шлицами (местами для крепления шатунов).
- Места крепления шатунов.
Кроме того, к устройству узла можно причислить кареточный стакан — место крепления каретки к раме. Крайне не рекомендуется затягивать с ремонтом этого элемента, в случае обнаружения неисправностей нужно как можно быстрее их устранить. О проблемах с кареткой свидетельствуют такие признаки: заклинивание механизма, стук внизу велосипеда, люфт.
Типы
Типы кареток для велосипедов различаются по следующим критериям:
- по длине вала каретки — то же самое, что и длина оси, может варьироваться;
- по длине корпуса — в основном соответствует длине стакана, отклонения редки;
- по виду резьбы;
- по типу крепления шатунов;
- по расположению подшипников (закрытая, интегрированная, открытая каретка).
Неинтегрированная
Неинтегрированные узлы представляют собой подшипники, запрессованные в 2 чашки, которые вкручиваются в кареточный стакан. Жесткость повышается путем увеличения толщины оси и ее впрессовования в один из шатунов. Для защиты от попадания грязи чашки между собой соединены проставкой из пластика или алюминия, что также способствует преднатягу подшипников.
Основной плюс такой модели — возможность закрепления заранее выбранного вида шатуна. В большинстве случаев у неинтегрированной каретки подшипники не находятся в стакане. Минус всего один — достаточно большой вес.
Квадрат
Большинство велосипедов средней и низкой ценовой категории имеют каретку квадрат. Длина вала полностью зависит от модели шатунов. Такой вариант бюджетный, но довольно-таки тяжелый, да и особой прочностью не отличается. Отличительная черта — его форма с немного скошенными углами посадочного отверстия шатуна, который напрессовывается на вал каретки, напоминающий усеченную пирамиду, расширяясь к началу рамы.
Картридж
Картриджная каретка используется до тех пор, пока окончательно не выйдет из строя, после чего выбрасывается. Основной плюс — отсутствие потребности периодической регулировки за счет того, что в трубу подшипники и вал вворачиваются в алюминиевом или любом другом жестком металлическом корпусе. В основном модели этого типа неразборные, потому и не требуют никакого обслуживания. Картридж дополнительно оснащается сальниками, что исключает возможность попадания пыли, грязи и воды в каретку.
Узел картриджного типа имеет подшипники сравнительно небольшого диаметра, вследствие чего у него невысокий уровень жесткости.
Американка
Американка, стандартный, или же bmx узел — самый первый тип каретки. Ее главные минусы — большой вес и неактуальность. Однако есть и существенные плюсы — прочность и износостойкость ввиду большого размера подшипников. Такая каретка для велосипеда может блестяще отработать несколько лет. Ширина трубы узла стандартная (68 мм), а диаметр составляет 56 мм. Изготавливается путем вбивания в нее подшипников, вставленных в чашки.
На данный момент ни один производитель не выпускает качественные рамы с таким типом узла.
На промподшипниках
Велосипедные узлы на промподшипниках отличаются простотой устройства и удобством использования. Они отлично защищены от загрязнений и попадания влаги, а также широко применяются в изготовлении современных моделей двухколесного транспорта. Их большой плюс — длительный срок службы. Основной минус — непригодность к ремонту. Если поломка произойдет далеко от специализированного центра, то придется тяжело.
Правильный выбор
Визуально неисправность кареточного узла выявить невозможно. Поломка проявляется непосредственно во время движения в виде стука, прочих посторонних звуков и затрудненного кручения педалей. Для того чтобы подобрать правильную каретку для велосипеда, нужно провести замеры: измерить длину вала, определить стандарт шатунов двухколесного транспорта.
Алгоритм подбора неинтегрированного узла немного сложнее, чем у остальных:
- Узнать нужный стандарт каретки (квадрат или какой-то из шлицевых).
- Определить длину вала и вид резьбы (тип кареточного стакана).
- Узнать допустимую линию цепи (chainline).
Самые распространенные размеры вала у велосипеда, которые также необходимо учитывать при выборе:
- 113 мм (встречаются очень редко);
- 115 мм (также редко используется);
- 118 мм (стандартная ширина);
- 122,5 мм (в основном у кареток под квадрат).
Для приобретения достаточно будет назвать модель и производителя транспорта, длину вала, размеры старого узла и шатунов. Скоростные и городские велосипеды достаточно бюджетные, а у большинства недорогих велобайков устанавливаются каретка квадрат или картридж. Горный транспорт более дорогой и совместим с неинтегрированным и картриджным узлом. Но опять же, у разных производителей разные стандарты, соответственно, и модель каретки варьируется.
Установка
Инструменты, которые могут потребоваться для монтажа:
- выжимка шатуна или же шестигранный ключ на 8 мм;
- среднего размера молоток;
- плоская отвертка;
- рожковый ключ на 36 мм;
- разводной или же газовый ключ;
- кареточный съёмник.
Не стоит забывать, что параметры используемых приспособлений могут изменяться в зависимости от типа устанавливаемого элемента. Пошаговая инструкция демонтажа старого кареточного узла:
- Велосипед тщательно очищается от грязи, чтобы позже она не попала в резьбовые соединения.
- Далее снимается шатун со стороны звездочек. Аккуратно, во избежание повреждений, поддеваются пластиковые заглушки, находящиеся на болтах. Они снимаются с помощью выжимки, шестигранника на 8 мм или же головки на 14 мм. После этого выжимка вкручивается в резьбу, а затем зажимается двигающая толкатель гайка.
- После снятия шатуна съемник каретки примеряется к шлицам его чашки. Бывают случаи, когда он не подходит и зацеп плохой. В такой ситуации применяется болт М8 следующим образом: на него надевается несколько гаек так, чтобы они свободно перемещались. После проделанных операций съемник фиксируется в шлицах путем вкручивания штифта в кареточный узел.
- Как только съемник прикреплен, по часовой стрелке выкручивается чашка. Когда резьба начинает поддаваться движению, аккуратно выкручивается болт.
- Далее из кареточного стакана демонтируется сам узел, а вместе с ним и левый шатун.
- По необходимости можно выкрутить стакан и с левой стороны, делается это по точно такому же алгоритму.
Когда старая велосипедная каретка удалена, устанавливается новая по алгоритму, обратному данному:
- Если был выкручен левый стакан, то устанавливается новый.
- В кареточный стакан монтируются исправная каретка и левый шатун.
- Вкручивается болт. Против часовой стрелки, с помощью съемника, устанавливается чашка.
- Выжимкой, шестигранником или головкой вкручивается фиксирующий болт.
- Устанавливается шатун, находящийся со стороны звездочек.
Если объединить всю представленную информацию, можно сделать следующие выводы:
- кареточный узел — наиважнейшая часть всей системы на велосипеде;
- для продолжительной работы данная система велосипеда требует должной очистки и смазки;
- для разных видов велобайков подходят разные типы и размеры кареток;
- демонтировать и установить новый узел можно как самостоятельно, так и в специализированном центре;
- существуют различные виды велосипедных узлов;
- размеры кареток зависят только от типов велобайков.
Невозможно ответить на вопрос: какая модель лучше — интегрированная каретка или неинтегрированная, ведь с разными типами велосипедов совместимы разные узлы. Но представители низкой ценовой категории прослужат явно меньший срок, чем более дорогие. Именно в этом вопросе стоимость равняется качеству.