Двухколесные транспортные средства сегодня получили широкое распространение. Это связано с тем, что конструкции универсальны, неприхотливы в обслуживании, ездят без топлива. Каждый пользователь должен знать устройство велосипеда, чтобы при необходимости быстро распознать и устранить возможные поломки. Все байки состоят из стандартного набора элементов, дополнительных приспособлений, но у разных моделей есть некоторые отличия.
Основные детали
Конструкция современного велосипеда функциональна, но довольно проста. В ее состав входят следующие элементы:
- рама;
- руль и вынос;
- рулевая колонка, вилка;
- колеса;
- подседельный штырь, седло;
- система переключения передач;
- тормоза и трансмиссия.
Каждая деталь имеет свои особенности и назначение. Информация о том, как устроен велосипед, будет полезна начинающим велосипедистам и опытным райдерам, которые часто совершают длительные поездки.
Рама
Рама представляет собой основу велосипеда, на которую фиксируют другие компоненты: руль, седло, колеса. Состоит деталь из перьев либо трубок, формирующих 2 треугольника — спереди и сзади. Последний раздваивается, образуя заднюю вилку и крепления для обода. Именно такая конфигурация обеспечивает достаточную жесткость конструкции, несмотря на легкий вес. Существует две разновидности элементов:
- Открытая. Верхняя трубка имеет изогнутую форму, располагается рядом с нижней. Устройство такой рамы предназначено специально для женщин.
- Закрытая. Классическая конструкция — верхняя трубка прямая.
Рамы классифицируют по материалу изготовления. Стальные тяжелые, но прочные, алюминиевые имеют легкий вес, поэтому актуальны для гоночных велосипедов. Модели из магния удобны, но подвержены коррозии, из титана — практически вечные, из карбона — практичные, долговечные, дорогостоящие, но требуют бережного обращения.
Сегодня большинство байков оснащают алюминиевой рамой. Для скоростного велосипеда актуальны карбоновые модели. Магний, титан, скандий используют редко.
Руль и вынос руля
Управление велосипедом не может осуществляться без руля. Встречаются варианты с разной формой:
- прямой;
- выгнутой;
- шоссейной или «бараньи рога».
Для городских прогулок отлично подходят компоненты с изгибом, езда по пересеченной местности будет максимально удобной при использовании прямой формы. Руль спортивных байков обычно дополняют выносом. Подобные детали позволяют менять посадку с вертикальной (прогулочной) на более низкую (скоростную).
Неотъемлемым элементом системы управления велосипедом являются грипсы. Это специальные ручки, дополняющие руль, служат для улучшения сцепления с ладонями райдера. Производят их из резины, поролона и других материалов.
Рулевая колонка и вилка
Главная функция рулевой колонки — обеспечение вращения велосипедной вилки в головной раме. В состав конструкции входят упорные кольца, пара подшипников, чашки, верхняя и нижняя. Существует 2 типа компонентов:
- Резьбовые. Вариант устаревший, но до сих пор используется некоторыми производителями. Резьба находится в верхней чашке и вилке.
- Безрезьбовые. Встречаются в большинстве современных велосипедов. Вилку просто вставляют в трубу рулевой рамы, фиксируют при помощи ключей.
Вилка может быть жесткой либо мягкой. Первый вариант актуален для скоростных байков. Второй — неотъемлемый компонент устройства горных велосипедов. Задний амортизатор обычно встречается в «двухколесниках», предназначенных для туризма, преодоления сложных маршрутов. Этот элемент делает конструкцию более тяжелой и маневренной, экономит силы райдера.
Колеса
Два наиболее популярных размера велосипедного колеса — 26 и 28 дюймов. Состоит оно из следующих компонентов:
- Обод. От прочности детали зависит долговечность всей конструкции.
- Спицы. Самые уязвимые элементы байка, обычно располагаются радиально или крест-накрест.
- Втулки. Служат для вращения колеса, фиксации спиц. Именно от этих деталей зависит устойчивость велосипеда к нагрузкам.
- Шины. Обеспечивают сцепление байка с дорожным покрытием, классифицируются по плотности резины, ширине, рисунку протектора.
- Ниппель. Служит для удержания воздуха внутри камеры.
Каждое колесо состоит из металлического обода, который при помощи спиц соединяется со втулкой, шиной. У горных велосипедов самые широкие протекторы. Они сокращают тормозной путь, предотвращают пробой камеры при движении по асфальтированным трассам.
Седло и подседельный штырь
Велосипедное седло обеспечивает комфорт во время поездки. Встречаются мужские и женские модели. Изделия имеют покрытия из натуральной кожи или кожзама. Специалисты не рекомендуют выбирать аксессуары с широкой мягкой поверхностью. На практике они не такие удобные, как кажутся на первый взгляд.
Подседельный штырь служит для регулировки высоты поднятия седла. В зависимости от назначения велосипеда используются жесткие либо амортизационные варианты. Второе название этого компонента — глагол.
Система переключения передач
Прогулки на велосипеде всегда будут приятными и безопасными, если скорость находится под контролем. Схема системы переключения передач включает следующие элементы:
- Манетки. Представляют собой механизмы, которые выглядят как ручки или небольшие рычаги. Служат для смены скоростей.
- Передний и задний переключатели. Подключаются тросами к манеткам. Первый отвечает за перебрасывание цепи на звезды. Второй соединяется с кассетами, нуждается в бережном уходе.
- Тросы. Необходимы для передачи усилия райдера к системе переключения передач и тормозов. Схема велосипеда обычно включает 4 проводка.
- Шатуны. Представляют собой рычаги, которые передают усилие на вал каретки с педалей. Последние могут быть контактными (для использования в тандеме со специальными велосипедными туфлями) и бесконтактными (для любой обуви).
Цепь считается одним из основных компонентов велосипеда. Нуждается в регулярном уходе, обслуживании. Если длина полотна увеличивается, необходимо заменить его новым.
Тормоза и трансмиссия
Устройство велосипеда невозможно представить без тормозной системы, которая придает уверенность при быстрой езде. Существует несколько видов этих элементов:
- Барабанные. Классический вариант, тормоза срабатывают, когда педали поворачиваются в обратную сторону.
- Ободные или v-brake. Требуют ручного воздействия, велосипед останавливается после зажима колеса.
- Дисковые. Принцип действия тот же, что у v-brake. Механизм может быть гидравлическим либо механическим, не боится грязи, засоров.
Дисковые тормоза считаются самыми надежными. Система, состоящая из вращающегося диска, пары неподвижных колодок, цапфы, обеспечивает безопасность езды, дарит уверенность пользователю.
Дополнительные элементы
Основные части велосипеда считаются самыми важными. Однако в конструкции любого велосипеда присутствуют дополнительные элементы:
- Звуковой сигнал. При помощи гудка можно привлечь внимание окружающих, предупредить о грозящей опасности. Наличие такого компонента является обязательным при передвижении по дорогам.
- Зеркало заднего вида. Строение велосипеда часто не включает этот элемент, однако он значительно повышает безопасность езды.
- Светоотражатели. Такие запчасти актуальны для катания на байке в темное время суток. Фонарик белого цвета располагается спереди, красного — сзади, желтые или оранжевые – на колесах, по бокам.
- Флягодержатель. Служит для удержания емкости с водой, производится из алюминия, пластика, карбона или комбинации материалов. Стандартное место крепления — на раме, спортсмены обычно монтируют данный элемент на руль, нижнюю либо подседельную трубу.
Флягодержатель из карбона весит около 20 г, что особенно важно для профессиональных велосипедистов.
Описание дополнительных элементов для велосипедов поможет райдерам усовершенствовать собственные транспортные средства. Использование светоотражателей, звукового сигнала, зеркала заднего вида повысят уровень безопасности езды, практичный флягодержатель обеспечит комфорт в длительных поездках.
Отличия в зависимости от модели
Конструкция современного велосипеда всегда состоит из одних и тех же запчастей. Несмотря на это у байков в зависимости от модели наблюдаются некоторые отличия:
- Горные. Оснащены передней вилкой с амортизаторами, диаметр колеса — 26 дюймов, рама прочная с трапециевидной формой. Покрышки широкие, дополнены протектором. Руль немного выносится вперед по отношению к рулевой колонке. Вес — до 20 кг.
- Гоночные. Такие велосипеды имеют особое устройство колес. Шины узкие, размер обода — 27 дюймов, что позволяет развивать высокую скорость. Главный недостаток «шоссейников» — возможность использования только на ровных трассах.
- Ситибайки. Предназначены для неспешных городских прогулок, оснащаются ножным тормозом, широким седлом. Каждая часть такого велосипеда защищена от попадания грязи, поэтому модели долговечны и надежны.
- Гибриды. Велосипеды смешанного типа соединяют в себе особенности предыдущих моделей. Пользователи часто интересуются, из каких компонентов состоят подобные конструкции. Рама у них более легкая по сравнению с горными байками, при необходимости можно установить багажник, рога на руль. Колеса рассчитаны на движение по ровным дорогам и легкому бездорожью.
- Трюковые модели. Имеют одну передачу, подвеска отсутствует, рама низкая, усиленная. Устройство педали такого велосипеда отличается от других моделей наличием шипов длиной 2–3 мм. Конструкции оснащены прочными колесами размером 20 дюймов.
Зная, из чего состоит гоночный, городской, горный или трюковой велосипед, можно быстро определить неисправность и устранить ее. Особенно важны такие навыки в длительных поездках, когда невозможно обратиться за помощью к специалистам.