Электросамокаты за последнее время превратились из игрушек в самостоятельные транспортные средства. Это стало возможно благодаря появлению экономичных двигателей, надежных аккумуляторов, занимающих мало места. Чтобы сделать правильный выбор, следует знать, как работает электросамокат, принцип работы и его технические данные. Отличия в конструкции могут быть значительными, известные только специалистам, что напрямую влияет на срок службы и удобство эксплуатации.
Элементы конструкции
Модель этого транспортного средства состоит из следующих основных узлов: рама, подошва или опорная площадка для ног, два колеса, ручка управления, ножной тормоз. В электрической версии появляются оригинальные части самоката: электродвигатель с редуктором и аккумуляторная батарея, бортовой компьютер, рукоятка регулировка скорости. Крутящий момент от мотора передается через редуктор на переднее и заднее колесо. При этом различают два принципиальных типа привода:
- Цепной привод на заднее колесо — это традиционный вариант, который применяется в больших моделях электросамокатов. Управление транспортом такого типа проще, у него хороший накат, есть возможность установки мощного мотора.
- Мотор-редуктор на переднем или заднем колесе. Мотор-колесо обладает большим КПД, эффективно разгоняет и тормозит, но из-за компактности конструкции установка мощного двигателя невозможна. Подобное решение часто встречается в компактных устройствах.
Электрический самокат работает от свинцовой или литиевой батареи, которая размещена в нижней части деки или на рулевой колонке. Аккумулятор является единственным источником энергии, и от его емкости зависит максимальный пробег на одной зарядке. В среднем этот показатель составляет 30–50 километров. Современные литий-ионные АКБ обладают большей емкостью и долговечностью, не боятся глубоких разрядов. Они не такие тяжелые, как свинцовые, но стоимость их заметно выше.
Шины и подвеска зависит от класса самоката. В бюджетных моделях применяют простые литые колеса. Они не боятся проколов, но жесткие и малокомфортные. Продвинутые электросамокаты оборудуют надувными, а для увеличения плавности хода применяют амортизаторы. В сочетании с жесткой рамой, сиденьем такой самокат превращается в очень удобное средство для передвижения на большие дистанции.
Основные характеристики
В инструкции к электросамокату можно найти руководство по эксплуатации, сведения о технических характеристиках, а также информацию о том, из чего состоит каждая деталь. Ее необходимо изучить перед приобретением. В ней также содержится следующие важные данные об устройстве электросамоката:
- Мощность мотора. Для детских моделей хватит 150 Ватт, для взрослых — 250–500 Ватт.
- Максимальная скорость. Некоторые способны достигать 40–45 км/ч.
- Емкость и рабочее напряжение АКБ. На компактных моделях используют батареи емкостью 7–10 А*ч с напряжением 24 В. Для поездок на большие расстояния лучше выбирать более емкие аккумуляторы, выдающие 36В, 48В или 60В.
- Размер колес. Оптимальным значением для города принято считать 8–10 дюймовые. Больший диаметр колеса хорошо подходит для плохих дорог, но требует больше мощности. Самые компактные оснащают колесами 5 дюймов.
- Масса в сборе с АКБ. По этому параметру электросамокаты делят на очень легкие (меньше 7,9 кг), легкие (до 11,9 кг), средние (от 12 до 15,9 кг), тяжелые (16–20 кг), очень тяжелые (свыше 20 кг).
- Размеры. Почти все легкие и средние самокаты могут удобно и компактно складываться для хранения или проезда в общественном транспорте.
Выбирая электросамокат, нужно обращать внимание на еще один важный параметр — защита электрической схемы и контроллера от влаги. По степени защиты IP различают 4 основных группы (например, IP 55, где последняя цифра и есть уровень влагозащищенности):
- 4 — слабая защита, возможны разъезды в легкий дождь;
- 5 — ливень с сильным ветром;
- 7 — допускает погружение на короткое время и проезд по лужам;
- 8 — полная герметичность.
Батарея, которая установлена на рулевой колонке электросамоката, может иметь степень защиты 4, но благодаря высокому расположению она не боится влаги от проезда луж. Также конструкция мотор-колеса не всегда позволяет обеспечить полную герметичность, поэтому водные преграды на самокате с таким движителем лучше объезжать.
Принцип работы
Как работает электросамокат и в чем заключается принцип его работы, зависит от типа двигателя и аккумулятора. Электрическая схема состоит из нескольких батарей, которые связаны с электродвигателем силовыми проводами, а управление осуществляется через небольшой контроллер. Он производит контроль таких важных параметров, как скорость, максимальный ток, температура мотора, остаток заряда в АКБ. Заряд происходит через специальный адаптер от бытовой сети 220 Вольт. Использование постоянного тока напряжением не более 60 В является безопасным.
Управление электросамокатом осуществляется ручками на руле, контроль за зарядом батареи и скоростью ведется по экрану борткомпьютера. Для начала движения достаточно просто включить кнопку питания, оттолкнуться ногой, а уже затем плавно отрегулировать скорость. В случае полного разряда аккумулятора им можно пользоваться как обычным самокатом.
Торможение происходит механическими тормозами. Либо с помощью электродвигателя, который при замедлении работает по принципу рекуперации энергии. Модели с такой функцией экономичнее, а значит, имеют больший пробег.
Трогаться с места на электротяге можно, но это требует расхода энергии. Гораздо экономичнее поддерживать уже набранную скорость и не совершать резких ускорений.
Любой электросамокат устроен так, что имеет меньший гироскопический эффект, чем велосипед или мопед, поэтому управление им потребует специальных навыков. Особенно это касается переднеприводных, которые требуют повышенного внимания к рулю во время разгона и торможения. Первые поездки рекомендуется совершить на небольшой скорости, чтобы понять, как он себя поведет.
Практические советы по езде на электросамокате:
- пользоваться средствами защиты;
- соблюдать требования ПДД (для самоката актуальны правила, действующие для пешеходов);
- проверять состояние тормозов перед выездом;
- всегда заряжать батарею до полного значения, если это не оговорено в инструкции;
- по возможности не использовать электросамокат в сырую погоду;
- не превышать максимально допустимую скорость;
- не устанавливать АКБ другого типа и напряжения;
- очищать от загрязнений после каждой поездки;
- во время зимней консервации каждый месяц подзаряжать батарею, чтобы избежать ее выхода из строя.
После нескольких минут простоя во включенном состоянии устройство выключается автоматически.
Электросамокат требует регулярного обслуживания и проведения ТО, во время которых заменяют неисправные подшипники, тормоза, отдельные аккумуляторные банки в батарее. Сделать это можно самостоятельно или в сервисном центре. Своевременный уход вместе с правильной консервацией на зимнее время гарантируют беспроблемную эксплуатацию устройства на протяжении нескольких сезонов.