Катание на скейтборде — востребованный у молодежи досуг и не менее популярный экстремальный вид спорта. Это возможность совместить приятное с полезным, не только весело проводя время, но и развивая координацию, вестибулярный аппарат. Для новичков и профессионалов существуют разные виды скейтбордов, значительно различающихся по техническим характеристикам, дизайну. Чтобы выбрать подходящую доску, нужно учесть множество факторов.
Что собой представляет
«Скейтборд» дословно переводится с английского как «доска на колесах», это название точно описывает его внешний вид. Своим появлением модель обязана серферам, вынужденным делать перерыв в тренировках в межсезонье и придумавшим это приспособление для поддержания физической формы. Близкий к современному вид скейтборд приобрел в начале 70-х годов прошлого века.
Доски быстро стали популярны у молодежи. По сравнению с иными похожими транспортными средствами (велосипедом, самокатом, роликовыми коньками, гироскутером) они обладают рядом преимуществ:
- Универсальность. На одном скейтборде можно и просто кататься по городу, и выполнять сложные трюки.
- Компактность и легкость. Доску можно без проблем пронести в магазин, торговый центр, кинотеатр, сесть с ней в любой общественный транспорт.
- Нет нужды где-то оставлять скейтборд. Благодаря тому, что он постоянно находится при хозяине, вероятность кражи сводится практически к нулю.
- Польза для здоровья. Катание обеспечивает комплексную нагрузку на мышцы ног, пресса, спины, развивает вестибулярный аппарат, координацию, глазомер, гибкость, просто помогает сохранять хорошую физическую форму, способность к концентрации внимания.
Существует еще одна конструктивно сходная со скейтбордом разновидность доски для катания — пенни-борд. Но у них немало отличий. Пенни-борд меньше, изготовлен из пластика, имеет загиб только с одной стороны, оснащен колесами большего размера. Он идеален для катания по асфальту, но выполнять на нем трюки невозможно. Нередко пенни-борд называют «детским скейтбордом».
Элементы конструкции
Разные виды скейтов состоят из одних и тех же конструктивных элементов. Но профессиональный скейтер легко различит их по внешнему виду. Каждая доска имеет свои особенности, которыми обусловлены нюансы ее использования.
Дека — «палуба», на которой стоит скейтер. Профессионалы катаются на скейтбордах из многослойного дерева (особенно ценится канадский клен), любителям хватает и пластиковых досок. Большая ширина деки обеспечивает приспособлению устойчивость, скорость, меньшая — послушность, маневренность.
Длина варьируется в пределах 17–55”. Стандарт — 31”. Дека может быть прямой, иметь загиб только спереди или сзади, с обеих сторон, по бокам. Первый вариант предназначен просто для катания, остальные — для выполнения различных трюков.
На скейтборд устанавливают полиуретановые колеса, легкие и износостойкие. Важные параметры — жесткость, диаметр, ширина. Чем больше колесо, тем лучше доска набирает и держит скорость, меньшие обеспечивают лучшую маневренность, такими оснащают скейты для трюков. Стандартный диаметр — 5,4 см.
Ширину выбирают в зависимости от качества дороги. Чем хуже покрытие, тем шире должно быть колесо. Размер 48–50 мм — только для асфальта, 53–57 мм — для ухабов, рытвин.
На каждое колесо наносят маркировку, обозначающую его жесткость:
- 73А–79А — мягкие элементы, обеспечивающие максимальный комфорт при езде и послушность скейтборда, их нужно часто менять;
- 80А–85А — «золотая середина», доска сочетает маневренность с неплохой амортизацией;
- 86А–100А — износостойкие колеса, позволяющие развивать максимальную скорость, но амортизации практически не дают.
Роликовый подшипник — невидимый снаружи, но очень важный элемент, от которого напрямую зависит безопасность скейтера. Делят на 5 классов, их конкретные разновидности обязательно указывают в паспорте изделия:
- АВЕС-1. Самый бюджетный вариант, устанавливают только на детские скейтборды. Быстро выходят из строя, большой скорости не дают.
- АВЕС-3. Подходят для скейтеров-любителей. Обеспечивают неплохую скорость, довольно износостойкие.
- АВЕС-5. Самый популярный вид. Подходит для ежедневного катания.
- АВЕС-7. Выбор профессиональных скейтеров. Обеспечивают скейтборду необходимые скоростные качества, точность управления, очень надежны.
- АВЕС-9. Дорогостоящий подшипник, но пока конструкция далека от идеала. Высоких нагрузок он не выдерживает, быстро деформируется.
Гриптейп — «шкурка» на поверхности деки. Абразивный материал обеспечивает надежное сцепление ее поверхности с обувью. Бывают разноцветными, часто с рисунком, но профессионалы предпочитают классический серый или черный гриптейп.
Подвески (они же траки) — устройство для прикрепления роликов к деке. Обеспечивают скейтборду необходимую маневренность. Если надавить на доску сбоку, они заставляют ее повернуть, когда центр тяжести возвращается в исходное положение, скейт вновь едет прямо. Выбирают подвески так, чтобы они не выпирали за пределы деки. Изготавливают из пластика, алюминия или стали. От материала зависит выдерживаемая нагрузка.
Втулка — составной элемент подвески, «амортизатор» из технической резины. Чем деталь мягче, тем хуже скейтборд катится по прямой, но зато хорошо маневрирует. Жесткие втулки обеспечивают доске максимальную стабильность. Дополнительные подкладки необходимы только на досках с колесами большого диаметра (от 5,5 см). Они защищают их на крутых поворотах. Одновременно обеспечивается снижение нагрузки на подвески.
Разновидности
Новичок, отправляющийся в магазин за доской, должен хотя бы знать, как называется выбранная им модификация скейтборда и в чем ее особенности:
- Классический скейтборд. Доска на четырех колесах, дека спереди и сзади загнута. Идеален для экстремальной езды, для городских дорог малопригоден. Достоинства – надежность, устойчивость.
- Фриборд. Скейт из бамбука или клена на шести колесах, вращающихся на 360°. Ехать можно в любом направлении. Подвески с утяжелителями обеспечивают максимальную устойчивость при сохранении скоростных качеств и маневренности. Фриборд — не вариант для начинающего скейтера.
- Роллерсерф. Некий «гибрид» скейтборда и роликов. Две одноколесные половины соединены торсионной пружиной. Скорость неплохая, но популярностью такая экзотика не пользуется.
- Стритборды. Похожи на классический скейт, но дека сборная. К центральному неподвижному блоку крепят два подвижных. Плюсы — устойчивость, маневренность, недостаток — недолговечность.
- Лонгборд. Доска на двух колесах, выходящих за пределы деки. Они довольно массивные. Скейт длинный, предназначен для длительных поездок, для трюков не подходит. Устойчив, надежен.
- Маунтинборд. «Горный» скейтборд. Основные особенности — большие надувные колеса, мощная пружинная подвеска, наличие креплений для ног. Доска подходит для преодоления склонов, неплохо держит скорость, обеспечивает хорошую амортизацию.
- Фристайл. Узкая доска с колесами почти на центральной оси. Используют для трюков.
- Олд Скул. Модель родом из 70-х. Предназначена для самых простых трюков. Широкая дека с овальным «носом» обеспечивает максимальную устойчивость.
- Стоуборд. Устойчивая скоростная доска на четырех колесах. Неплохой городской транспорт. Конструкция складная.
- Вейвборд и рипстик. Двухколесные доски из двух независимых половин, сцепленных гибким торсионным креплением. В движение приводятся перемещением центра тяжести, отталкиваться от земли не нужно. Скейт маневренный, хорошо разгоняется, подходит для трюков, но требует специфических навыков управления.
- Электрический скейтборд. Оснащен мотором и тормозами, управляется ногами (при нажатии на переднюю часть начинает движение, на заднюю — останавливается) или дистанционно. Электроскейты работают от аккумулятора или батареи, их нужно перезаряжать. Пока электрическая доска особого распространения не получила.
Некоторые типы скейтбордов включают еще и фингерборд. Это мини-доска, которой нужно управлять пальцами. В основном это детская игрушка, но можно освоить и сложные трюки.
Лучшие модели и производители
Однозначно лучшие модели скейтбордов назвать невозможно. Все зависит от личных предпочтений и стиля катания. Популярностью пользуются:
- Трюковый вариант Baker производства США. Скейт с декой из канадского клена, очень легкий, надежный. Подходит для начинающих. Недостаток один — высокая стоимость.
- Детский скейт от Penny Board. Представлен двумя разновидностями досок длиной 22” и 28”. Оснащен мягкими колесами, высококачественными подшипниками. Модель для езды, не трюковая. Дека довольно узкая.
- Скейт-круизер Oxelo Yamba Wood Classic. «Городской транспорт», обеспечивающий комфортную езду по неровному асфальту, плитке. Быстро набирает и хорошо держит скорость. Недостаток — не любит воду.
- Trick 300 от Roces. Доска с декой из китайского клена, надежной подвеской из алюминия. Выглядит очень стильно. По соотношению стоимости и качества подходит новичкам.
- Детский скейт Kreiss 57 см. Доска из ярко-бирюзового пластика, очень легкая и компактная. Оснащена высококачественными подшипниками.
Тем, кто только начинает узнавать, что такое скейтбординг, не стоит сразу приобретать самую «навороченную» доску. Многие популярные бренды предлагают вполне доступные по стоимости и качественные модели для новичков. Понимание, какая именно доска нужна и что в ней следует улучшить, приходит с опытом.
Советы по выбору
Выбирая скейтборд, нужно учитывать следующие моменты:
- Лучший вариант деки для начинающего — изготовленная из 7-слойного бука или березы. Для детей — пластик, он намного легче.
- Малышам не нужны высококачественные подшипники, достаточно 1-го или 3-го класса. Подросткам и взрослым требуется как минимум 5-й.
- На очень жестких колесах начинающему и ребенку кататься сложно. Оптимальное значение — до 80А.
- Минимальная ширина деки — 20 см. На более узкой без опыта сложно устоять.
- Жесткие втулки, обеспечивающие управляемость и стабильность хода, идеальны для новичков. Опытные скейтбордисты, специализирующиеся на трюках, предпочитают мягкие. Те, кому доска нужна для езды, — средней жесткости.
Помимо самой доски, необходимо приобрести защиту (наколенники, налокотники, шлем) и специальную обувь с плоской нескользящей подошвой. Начинать кататься лучше всего на ровных парковых дорожках, отрабатывать трюки — в специальных рампах.
Катание на скейтборде давно «вышло в массы» и уже превратилось в олимпийский вид спорта. Конструкция доски с момента ее изобретения претерпела значительные усовершенствования. Теперь существуют разные виды скейтбордов, выбирать их нужно для себя индивидуально. Даже модели хорошо известных брендов отличаются демократичной стоимостью, это еще один фактор, способствующий популяризации скейтбординга.