Двухколесные байки сегодня используются повсеместно: на них ездят на работу, прогулки, просто катаются. Некоторые модели имеют богатую историю, например, велосипед «Турист», разработанный в Советском Союзе. В настоящее время он тоже выпускается, но в обновленном, усовершенствованном виде. Современные конструкцию имеют высокие технические характеристики, предназначены для преодоления больших расстояний.
История создания
Деятельность Харьковского велосипедного завода оказала сильное влияние на производство велотранспорта в странах бывшего СССР. «Туристом» называлось самое популярное его творение. Модель привлекала пользователей отличным качеством, высокими характеристиками, доступной стоимостью.
Первые «Туристы» были выпущены в 1949 году, производили эту модель до 1961 г. За этот период было разработано 3 модификации:
- В-31. Односкоростной байк, оснащенный механизмом свободного хода. В связи с простотой конструкции модель быстро вышла из производства, сегодня практически не встречается.
- В-32. Велосипед очень похож на предыдущий вариант, но имел 3 скорости, которые переключались при езде. Со временем модель претерпела некоторые изменения: конструкция вилки стала иной, оригинальные манетки были заменены телескопическими.
- В-33. Рама этого байка состояла из хромированной стали, а не из алюминия. Стандартные втулки были заменены элементами, которые встречаются во всех туристических моделях. Дизайн тоже преобразился, изменилась эмблема.
Главной особенностью В-33 стали детали. Одна из них — специальная цепочка, которая предотвращала потерю колпачка от камеры.
С 1961 года туристические велосипеды получили новое название — «Спутник». Это было связано со значительными достижениями в сфере освоения космоса. Первая модель В-34 имела алюминиевый руль, гребни на крыльях отсутствовали. В последующих вариациях менялись только внешний вид байков, материалы изготовления некоторых деталей.
Со временем «Спутник» стал отдельной линейкой и выпускался до 1983 года. В начале 80-х годов появилась новая модель — 153-424. Назвать успешной ее нельзя, поскольку рама не отличалась прочностью из-за использования некачественного металла. Последними «Туристами», выпущенными в советский период, стали модели 153-452, которые имели обновленную тормозную систему и крепление багажника. Именно эти конструкции считаются основоположниками современных дорожно-туристических байков.
Технические характеристики
Первые три модели «Турист», разработанные ХВЗ, были изготовлены из хромированной стали, что делало их долговечными и неприхотливыми в уходе. Кроме того, конструкции имели схожие параметры:
- наличие трех передач, четвертая появилась у последней модификации;
- облегченные литые педали;
- жесткое либо мягкое сиденье, которое устанавливалось выборочно;
- размер колес — 622 см, 28 дюймов в диаметре, ширина — 25 мм;
- высота рамы варьируется в пределах 540–600 мм с шагом в 20 мм;
- вес — около 14 кг.
Характеристики байков призваны снижать физические нагрузки во время поездок за счет уменьшения трения колес. По сравнению с шоссейными моделями, «Туристы» имели увеличенную колесную базу, покрышки стали более качественными, что позволяло ездить по неровным дорожным покрытиями, пересеченной местности, лесам. Харьковский байк комплектовался фонарями на колесах, звонком, насосом. На заводе устанавливали багажник, раму дополняли небольшой сумочкой для хранения инструментов. Некоторые модели оснащали прожектором с электрическим генератором. Задние звездочки имели 16-24 зубчика, передние — 21. Велосипеды оснащали ручным и задним тормозом. Отличительная характеристика «Туриста» — интересная форма руля. Именно такая конфигурация является наиболее эргономичной, позволяет подниматься в гору, затрачивая при этом меньше сил.
На многие модели устанавливали подножки, багажники, выполненные из проволоки, светоотражатели красного цвета для заднего щитка, желтого — для спиц.
Современные модели
В наши дли «Турист» не утратил своей актуальности. На официальной страничке Харьковского завода можно увидеть новые модификации, которые соответствуют современным требованиям. Каждая модель имеет свои особенности:
- 48 SH. Диаметр колес составляет 28 дюймов, высота рамы — 54 см. Длина базы достигает 1095 мм. Байк оснащен 7 скоростными передачами. Педали производят из легкого алюминия, сиденье мягкое, удобное для длительных путешествий. В комплектацию входят подножка, классический велосипедный багажник, специальная защита для цепи. Конструкция состоит из прочной стали, которая при необходимости легко поддается ремонту.
- 49 BA SH. Главная особенность модели — необычная рама, напоминающая открытую двойную. Это обеспечивает максимальное удобство эксплуатации.
Завод в Харькове выпускает отличные байки с современным дизайном, однако многие райдеры предпочитают использовать дополнительный тюнинг. Самый популярный способ — установка светодиодной подсветки на колеса. Внедрить это новшество можно абсолютно на любую модель. Наиболее эффектно выглядит такой декор в темное время суток.
Возможны разнообразные эксперименты со звонками. Сегодня эти элементы представлены в огромном количестве, поэтому без труда можно обзавестись оригинальным сигнальным устройством. Спицы часто модернизируют при помощи всевозможных вставок, наклеек, обмоток. Некоторые пользователи вешают на велосипеды «номера» с именами, крепятся они впереди на руль, либо сзади на сиденье. Существует огромное количество вариантов тюнинга, которые позволяют сделать байк неповторимым, достаточно лишь использовать собственную фантазию.
Велосипед «Турист» по праву считается легендой советского велотранспорта XX века. Модель пользовалась огромной популярностью не только у путешественников, но и у любителей активного образа жизни, прогулок по паркам, пересеченной местности. Благодаря универсальным техническим характеристикам, доступной стоимости байк был распространенным, общедоступным средством передвижения.