Велосипед – универсальное средство передвижения для людей любого пола, возраста, социального статуса. Чтобы «двухколесный друг» служил долго и бесперебойно, важно своевременно устранять возникающие проблемы. В частности, может понадобиться ремонт задней втулки велосипеда – важной части конструкции колеса. Обычно обслуживание этой детали не представляет особой трудности для начинающего и опытного райдера.
Особенности элемента
Задняя втулка велосипеда – центральная часть заднего колеса, обеспечивающая его вращение. С помощью дропаунтов крепится к раме. У переднего колеса также есть втулка, но несколько иной конструкции. Кроме обеспечения свободного вращения, также отвечает за накат – движение без прилагаемых усилий.
По типу конструкции элементы делят на следующие разновидности:
- свободного хода без тормозного устройства;
- без свободного хода и без тормозного устройства;
- с ножным тормозом и свободным ходом.
Конструкции без тормозного устройства применяют на скоростных велосипедах. Свободный ход препятствует прокручиванию педалей при вращении колеса. Конструкции без свободного хода действуют наоборот. Их применяют в устройстве горного, шоссейного средства передвижения.
Втулки с ножным тормозом используют на «односкоростниках». Это простые дорожные, городские модели. Торможение осуществляется нажатием на педаль в обратном направлении. В результате устройство блокирует колесо. По типу делятся на барабанные и червячные. Те и другие надежны в эксплуатации, долговечны. В области задней втулки могут быть установлены дисковые тормоза.
Несмотря на различия, в целом устройство задней втулки велосипеда идентично. Она состоит из оси, контргайки, шайбы, конуса. По материалу изготовления различают алюминиевые и стальные детали. Первые легче и не боятся коррозии, но подвергаются деформации. Вторые намного прочнее, но тяжелее и могут заржаветь.
Возникновение грохота в корпусе втулки, шатания, люфта колеса при движении, плохой накатной динамики, хруста подшипников свидетельствует о поломках конструкции. Причин несколько:
- неправильная затяжка конусов при использовании подшипников типа «конус-чашка»;
- загрязнение, отсутствие смазочного вещества;
- поломки подшипника или отдельных его частей.
Ездить с такой проблемой аварийно опасно, поэтому следует как можно скорее приступить к ремонту задней втулки велосипеда.
Пошаговая инструкция по ремонту
К основным моментам обслуживания задней втулки велосипеда относят:
- регулярная подтяжка корпуса;
- замена подшипниковых шариков;
- смазывание деталей внутри корпуса;
- регулировка тормозных колодок.
Это нужно делать по мере необходимости, чтобы продлить ресурс устройства и избежать поломок. Новичкам необходимо предварительно ознакомиться с детальной инструкцией. Ее легко найти на тематических сайтах.
Выбор инструментов и запасных деталей
Для разборки задней втулки велосипеда и обслуживания понадобятся инструменты:
- хлыст;
- вороток с переходником;
- плоская отвертка;
- оправка для откручивания стопорной гайки;
- конусный ключ;
- накидной ключ на 17 мм;
- медицинский пинцет;
- заглушка для калипера.
Также понадобится смазка, ветошь, очищающие средства. Что касается деталей на замену, они должны быть полностью идентичны оригинальным. При большом разнообразии втулок и их компонентов важно не ошибиться. Поэтому заранее необходимо уточнить модель, размеры и прочие параметры. Например, детали втулки скоростного велосипеда не подойдут для «односкоростника» и наоборот.
Разборка
Демонтаж производят на снятом колесе. Разобрать втулку заднего колеса велосипеда можно в такой последовательности:
- Снять колесо. Демонтировать эксцентрик, а если есть, то и ротор дисковых тормозов.
- Снять кассету со звездочками.
- Открутить отверткой пыльник, который находится с левой стороны задней втулки. С правой стороны пыльника нет.
- Зафиксировать контргайку с правой стороны, такую же гайку слева – открутить.
- Открутив левую контргайку, убрать шайбу, проставочное кольцо, выкрутить конусную гайку.
- Аккуратно вытащить ось втулки и отложить ее в сторону для дальнейшей очистки.
- С левой стороны вытащить пыльник-уплотнитель.
- С помощью пинцета по одному вынуть шарики подшипника слева, а затем и с правой стороны.
- После демонтажа можно приступать к очищению и смазке деталей.
При вынимании шариков подшипника нельзя использовать магнит. Это удобно, но приведет к их намагничиванию. В результате во время движения вся металлическая пыль с дороги будет налипать на втулку, приводя к ее износу.
Очищение и смазка
При разборке втулки заднего колеса велосипеда каждый шарик подшипника нужно протереть тряпочкой, смоченной в керосине или бензине. Осмотреть внимательно каждый. Поврежденные – заменить.
Затем вынуть и осмотреть ось велосипеда. Протереть ее сухой ветошью. В случае сильных загрязнений постараться убрать их с помощью тряпочки, смоченной в бензине, высушить.
Смазывать втулку только специальным средством – цепная смазка не подойдет. Для подшипников использовать буксол. Наносить на сухие чистые детали. Слой не следует делать толстым. Если переборщить, то при движении смазочный материал выступит поверх обработанной поверхности, на него станет налипать грязь, пыль, что приведет к износу.
Ремонт
Распространенная причина, по которой требуется обслуживание задних втулок, это люфт при движении или перетяжка конуса. В этом случае нужно:
- ослабить ключом контргайку;
- проверить конусную гайку, ослабить или, наоборот, затянуть ее так, как нужно;
- затянуть контргайку к прежнему состоянию.
Если причина в поломке той или иной детали, то потребуется замена:
- снять стопорное кольцо;
- вынуть втулку;
- снять детали, которые находятся на стороне, противоположной звездочкам;
- внимательно осмотреть, проверить исправность;
- если какая-то поломана, заменить ее;
- поставить снятые части на место в обратном порядке;
- затянуть контргайку и конусные гайки.
Когда задняя втулка шатается, ее корпус прокручивается, необходимо подтянуть крепежные гайки. При затруднении движения заднего колеса – ослабить. Если же ухудшился накат, появились посторонние звуки во время езды, то, скорее всего, проблема в изношенных подшипниках либо отсутствии смазки.
Еще одна распространенная проблема – загрязненная каретка. В этом случае нужно вынуть кареточный узел, промыть все детали системы керосином или бензином, установить в обратном порядке.
Если явных неисправностей нет, то во время обслуживания задней втулки понадобится только регулировка, очищение, смазывание компонентов.
Сборка
После проведения обслуживания, ремонта, важно правильно собрать заднюю втулку велосипеда. Делается это в обратной процессу разборки последовательности. Схема монтажа: правые подшипники – ось колеса – конус – левые подшипники – стопор – шайбы и заклепки – контргайка.
Отрегулировать, привести в порядок заднюю втулку на велосипеде своими силами не представляет особой сложности. Главное, действовать в строгой последовательности, а также аккуратно обращаться с деталями, чтобы их не потерять во время демонтажа. Соблюдение простых рекомендаций поможет справиться с этой задачей даже новичкам.