Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее

Ремонт

Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.

Зачем разбирать цепь

Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:

  1. Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
  2. Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
  3. Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.

Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.

Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.

Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки

Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда

Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек

Необходимые инструменты

Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.

Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.

Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.

Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.

Выжимка

Керосин

WD-40

Инструкция по укорачиванию

При наличии выжимки ответ на вопрос, как укоротить на велосипеде цепь, очевиден. Если же ее нет, процесс превращается в лотерею. Возможно, операция увенчается успехом. Но также вероятно, что велосипедист останется без транспортного средства.

С выжимкой

Чтобы разомкнуть цепь с замыкающим звеном и укоротить ее, нужно действовать согласно следующей инструкции:

  1. Поставить велосипед на стойку. При ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх.
  2. С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки.
  3. Найти замыкающее звено («замок»). Производители обычно существенно облегчают задачу, делая его немного темнее или светлее прочих. Еще один отличительный признак – наличие выступающих валиков, скрепленных наружной пластиной, и большого овального отверстия вокруг 1–2 из них.
  4. Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями. Это существенно облегчает доступ к нему.
  5. Раскрыть замыкающее звено на велосипедной цепи. Конструктивно это можно сделать по-разному, поэтому нужно заранее ознакомиться с инструкцией. Чаще всего валик извлекают путем вращения на шарнирах или открывают звено сгибанием. Реже оно одноразовое, тогда нужно снимать элемент, например, острогубцами.
  6. Определить, сколько звеньев потребуется снять. Лучше убрать меньше, чем переборщить. Установить их обратно новичкам проблематично.
  7. Зажимом или зажимным механизмом выжимки зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее.
  8. Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена. Начать его выдавливать, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке. До конца извлекать его нельзя, иначе потом собрать цепь будет практически невозможно. Валик должен показаться снаружи, но быть все еще надежно зафиксирован внутри звена.
  9. Повторить со вторым валиком, полностью разобрав это звено. Снять внешнюю пластину, открывая доступ к центральной части, где фиксируется уже следующее. Продолжать до того момента, пока не будет снято нужное число звеньев. Перед тем как укоротить цепь скоростного велосипеда, необходимо убедиться, что после снятия на ее концах остаются звенья разного типа. Узкое вставляют между «ушками» широкого. Чтобы разобрать цепь велосипеда без замка, начинать можно с любого звена.
  10. Собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца. Удобнее делать это с помощью плоскогубцев и отвертки. Совместить их так, чтобы можно было защелкнуть валики. Если замыкающее звено одноразовое, необходимо заблаговременно приобрести новое.
  11. Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта. Вращать ручку против часовой стрелки, пока с противоположной стороны не покажется головка. Длина выступающих частей обоих валиков должна быть одинаковой.
  12. Слегка ослабить цепь, установив звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижав ее штифт к валику. Провернуть ручку примерно на четверть оборота.
  13. Тонким равномерным слоем нанести на цепь смазку.

Чтобы после укорачивания соединить цепь определенных брендов, например, Shimano и Campagnolo, требуются особые валики для ее сборки. При их отсутствии приступать к процедуре не имеет смысла – собрать звенья в цепь заново все равно не получится.

Поставить велосипед на стойку, а при ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх

С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки

Найти замыкающее звено («замок»)

Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями, чтобы облегчить доступ к нему

Раскрыть замыкающее звено, следуя инструкции

Определить, сколько звеньев потребуется снять

Зажимом или специальным механизмом зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее

Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена и выдавить его, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке

Повторить действие для второго валика, полностью разобрав это звено

Используя плоскогубцы и отвертку, собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца

Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта

Слегка ослабив цепь, установить звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижать ее штифт к валику

Тонким слоем нанести на цепь смазку

Без специального приспособления

Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):

  1. Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену).
  2. Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям.
  3. Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций.

Необходимо сначала потренироваться на звене, которое не используется. Это поможет приобрести необходимую сноровку. Цепь с велосипеда в любом случае придется снимать – для работы нужна твердая опора. В «полевых» условиях ею может стать плоский камень, кирпич.

Если заранее изучить конструктивные особенности модели велосипеда и приобрести все необходимые инструменты, проблем с тем, чтобы укоротить цепь, как правило, не возникает. Хуже ситуация, когда приходится пользоваться подручными средствами – это реальный риск серьезно повредить механизм. От поломок в пути никто не застрахован, поэтому лучше возить с собой все, что может потребоваться для экстренного ремонта.

Подложив под цепь и внутрь звена гайку, осторожно ударять молотком по штырю, пытаясь выбить соединение.

Видео

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Поделится с друзьями
Спортивное снаряжение
Добавить комментарий

Adblock
detector