В летние дни многие люди проводят время, катаясь на роликовых коньках. Первыми шагами для освоения техники являются достижение баланса, выполнение поворотов и изменение скорости. Один из самых важных этапов обучения — как тормозить на роликах с тормозами и без, потому что неспособность остановиться влияет на безопасность. Некоторые роллеры пользуются встроенными в коньки приспособлениями для торможения, кто-то применяет подручные средства или специальные маневры. Для каждого метода есть приемы правильного выполнения, которые обязательно нужно освоить.
Базовый способ
Торможение с помощью встроенных в ролики деталей или конструкций называется базовым, штатным. Это простой метод остановки, который подходит для новичков или для людей, использующих ролики для прогулок в парке. Один из коньков модели фитнес класса обязательно комплектуется тормозом. Роллерам нужно знать принцип его работы и научиться технике правильного использования. Штатные устройства для торможения бывают двух типов:
- Активная система рычагов, которая подводит тормозную колодку к дорожному покрытию. Для приведения конструкции в действие роллер выводит вперед тормозной конек, переносит на него вес тела, отклоняется назад и распрямляет ногу. Такая позиция приводит рычаги в движение, прижимает колодку к дороге, гасит скорость.
- Пассивный тормоз на ролики — резиновая или пластиковая деталь, которая крепится к раме над задним колесом. Для торможения нога с конструкцией выносится вперед, колено разгибается, ботинок наклоняется в сторону пятки до тех пор, пока колодка не войдет в контакт с покрытием.
Не все коньки оснащаются тормозами, так как у базового способа остановки есть плюсы и минусы. Привыкнув к тормозным колодкам, сложнее освоить профессиональную технику — приспособления мешают выполнению трюков. С другой стороны, это доступный прием для начинающих роллеров на узких улицах, где недостаточно места для разворотов или других маневров.
Как остановиться без тормозов
На ролики агрессивных моделей тормоза не устанавливают. Любители, которые катаются достаточно уверенно, снимают колодки, предпочитая другие способы снижения скорости или остановки. Отчаянные новички порой тоже начинают обучение с более экстремальных приемов торможения.
С падением
Разогнавшегося гонщика быстрее всего остановит падение. Чтобы не получить травмы, приземление должно быть контролируемым и техничным. В среде роллеров для такого способа торможения имеются специальные термины.
Из названия Ass Stop становится понятно, что для остановки данным приемом используют пятую точку. Для предотвращения ушибов перед падением максимально приседают, чтобы исключить опрокидывание на спину, удар затылком. При этом смещаются вбок, чтобы уберечь копчик.
Grass-stop — торможение переходом с асфальта на газон с травой. На неровной поверхности колеса не катятся, роллер сможет остановиться за несколько шагов. Ноги нужно поднимать чуть выше, чем при обычной ходьбе, чтобы не запнуться и не упасть. При способе Protection-stop движение прерывают падением на части тела, закрытые защитой. Сильный удар может повредить пластиковые накладки, зато убережет колени и локти от травм.
Столкновение с препятствием
Для остановки используют и другие методы. Для приема Wall-stop движение гасится столкновением со стеной. Если скорость достаточно высокая, то прямой контакт с жесткой поверхностью окажется чувствительным — нужно подъезжать по касательной, чтобы смягчить удар. Кроме стены, для гашения скорости используют столб или дерево, которое можно обхватить вытянутыми руками и тем самым ослабить столкновение.
При способе Friend-stop в качестве препятствия используется помощник. Роллер останавливается, схватив человека за руки или талию. Главное, чтобы друг ожидал предстоящее столкновение, иначе торможение закончится падением обоих участников.
Постепенное снижение скорости
Продвинутые гонщики практически не применяют падения или столкновения. Они маневрируют, чтобы регулировать скорость, останавливаются одним из профессиональных приемов. Для плавного гашения разгона применяют многократные повороты, они же «змейки» или «слалом». Перед началом маневра нужно убедиться, что дорога свободна в ширину и длину, нет ям или кочек. Поворачивают следующим образом:
- коньки располагают параллельно, колени сгибают;
- колеса ролика внешней ноги немного «заваливают» на внешнее ребро;
- внутренним коньком отталкиваются и задают направление;
- меняют ноги и положение тела, чтобы осуществить поворот в другую сторону;
- чередуют движения, чтобы ехать по волнообразной траектории.
Для повышения эффективности движений помогают себе корпусом и руками. Чем больше амплитуда и резче повороты, тем быстрее снижается скорость.
Еще один прием торможения называется плуг или V-stop: ролики широко разводят, потом направляются носками друг к другу. Потребуется немалое усилие, чтобы сведение ног было неокончательным. Колеса вращаются под углом к дороге, что создает трение и позволяет роллеру снизить темп.
Варианты торможения на средней скорости
Для техничного торможения обязательно учитывают скорость движения, выбирают подходящий прием остановки. Правильное выполнение требует отработанных навыков катания. При среднем темпе применяют следующие способы торможения.
- Остановка разворотом. Опорную ногу ставят на носок, упирают переднее колесо в покрытие и разворачивают наружу. Позволяют другой ступне обвести широкий круг вокруг тела, что замедляет и удерживает на месте. Маневр также эффективен, если нужно снизить скорость, не доходя до полной остановки. Для выполнения нужен широкий участок дороги и уверенное владение роликами.
- Другой вариант поворота, когда свободную ногу ставят под прямым углом на заднее колесо, коньки располагаются пятками друг к другу. За счет инерции прямолинейная траектория переходит в окружность, роллер останавливается. При высоком скоростном режиме нужно соблюдать баланс, поддерживать вертикальное положение тела движениями корпуса.
- При торможении T-stop один конек выносят назад, разворачивают под углом 90 градусов к направлению движения, наклоняют на внутреннее ребро. Колеса всей площадью с силой прижимают к асфальту, вес тела при этом на передней ноге. Остановка происходит достаточно быстро, корпус наклоняют вперед для сохранения равновесия. Этот агрессивный метод изнашивает покрытие колес.
Все три способа относятся к техничным приемам торможения, которые должен освоить и применять роллер. Для правильного выполнения колени должны быть всегда согнуты. Быстрая уверенная остановка гарантирует безопасность гонщика или случайно появившихся на пути пешеходов.
Остановка на высокой скорости
Катание на высокой скорости — это удовольствие, цель для начинающих роллеров. С повышением уровня мастерства важно выучить приемы для остановки сильного разгона. Скольжения или слайды позаимствованы из хоккея на льду, разработаны специально для эффективной остановки при быстром движении.
- Сложный прием Parallel-stop, когда гонщик сильно сгибает ноги в коленях, разворачивает оба конька перпендикулярно движению, удерживается в таком положении до полной остановки. Чтобы не упасть, нужно держать равновесие, поэтому приседают как можно ниже, отклоняя корпус назад. Весом тела стараются максимально прижать колеса к дорожному покрытию.
- Power Stop — еще один прием торможения на высоком разгоне. Роллер сгибает в колене и разворачивает на 180 градусов опорную ногу. Вторым коньком описывает дугу и ставит его поперек движения. На тренировках отрабатывают угол поворота, привыкают к мышечному усилию, которое необходимо для эффективности остановки.
Для хоккейных слайдов колеса роликов должны быть жесткими, давать хорошее сцепление с асфальтом или бетоном. Приседать при выполнении маневров нужно как можно ниже. Parallel-stop или Power Stop подходят только для высокой скорости, в других режимах приемы не результативны, даже опасны.
На роликовых коньках нетрудно научиться разгоняться до высоких скоростей, поэтому этот вид спорта любят ценители адреналина. Для безопасности и контроля над движением нужно освоить хитрости катания, знать, как тормозить на роликах с тормозами и без штатных приспособлений. Навыки, доведенные до автоматизма, позволят получать от езды только удовольствие, удивлять высоким уровнем и не подвергать опасности себя и окружающих.