Виды трюков на самокате, техника выполнения и правила безопасности

Самокаты

Самокат всегда считался исключительно детским средством передвижения. Но в последнее время его активно стали осваивать любители экстремальных увлечений. Они быстро изобрели самые разные трюки на самокате, многие из которых вполне по силам самостоятельно изучить новичкам. Для России это сравнительно новый вид спорта, но он быстро набирает популярность.

Разновидности трюков

Все трюки, которые любители экстремального спорта выполняют на самокате, перечислить просто невозможно. К тому же список постоянно пополняется. Общепринятое название каждого из них – на английском, ведь именно там появилось направление:

  1. Fakie. Движение спиной вперед. Чем квалифицированнее райдер, тем быстрее и плавнее у него получается. Его разновидность – Scooter Fakie (самокат катится назад, райдер разворачивается по направлению движения, спиной к рулю).
  2. Manual. Езда на заднем колесе самоката. Переднее оторвано от земли.
  3. Hop. Прыжок на месте. Более сложные его варианты – Bunny Hop (прыжок с переднего колеса) и 180° Hop (разворот самоката в прыжке в противоположном направлении).
  4. X-Up. Прыжок с поворотом руля на 180°.
Bunny Hop
Manual
X-Up

Некоторые трюки можно делать со значительными вариациями, общее название вида при этом сохраняется:

  1. Tap. Прыжки на разные опоры. Самокат при этом обязательно приземляется на заднее колесо.
  2. Whip. Повороты деки вокруг оси руля. Средство передвижения стоит на одном или на двух колесах.
  3. WallRide. Езда по поверхностям с разными углами наклона. Чаще всего это рампы, в которых катаются скейтеры и роллеры.
  4. Spin. Резкие вращения – в прыжке, с отрывом от земли одного колеса, самоката, стоящего на земле. Barspin – полный разворот вокруг своей оси.
  5. Grab. Захват деки самоката рукой в процессе езды или прыжка.
  6. Flip. Райдер делает сальто. Backflip – назад, Frontflip – вперед, Scooter Flip – с одновременным вращением самоката вокруг руля одной или двумя руками.
  7. Grinde. Скольжение по любой грани со свисающим с нее задним колесом.
  8. Stall. Стойка на задней части деки или заднем колесе.

Многие трюки райдеры «позаимствовали» у ВМХ-велосипедистов. Они так и называются – BMX-style:

  1. Boneless и Wallplant. В прыжке одну ногу снимают с деки и отталкиваются соответственно от горизонтальной или вертикальной поверхности.
  2. Wrap Around. «Взмах» ногой над рулем при езде на большой скорости.
  3. One-Footer и No-Footer. Одна или обе ноги в прыжке снимаются в деки и отводятся в сторону.
  4. Superman. Тело в прыжке принимает положение, почти параллельное деке.
  5. Barhop. Ноги в прыжке вытягиваются над рулем.
  6. Bluenase. Полный поворот корпуса в прыжке.

Осваивать трюковой самокат необходимо с простейших трюков.

Выбор самоката

Из общего у трюкового самоката с обычным – только внешний вид. Конструкция первого намного прочнее и совершеннее. Хотя основные элементы те же:

  • колеса;
  • руль регулируемой высоты;
  • дека (сравнительно широкая, так удобнее стоять);
  • тормоз.

По сравнению с обычным самокатом у трюкового колеса намного меньше. Большую скорость на нем развить не получится, для продолжительных поездок он не подходит. Но райдерам это и не нужно. Их основные требования к колесам – легкость, износостойкость и долговечность. Изготавливают элементы чаще всего из полиуретана.

Внутрь колес устанавливают подшипники. Их класс варьируется от АВЕС-3 до АВЕС-9. Наиболее надежными и долговечными считаются подшипники классов 7–9. Еще один важный параметр – жесткость колеса (от 72А до 93А). Трюковому самокату необходимо значение от 84А и выше. У них довольно «твердый», ощутимый ход.

Сама конструкция намного прочнее. Она рассчитана минимум на 100 кг. Используются высококачественные материалы, сочетающие прочность и легкость (алюминий, углепластик). Тщательно прорабатываются сварные швы – чем их меньше, тем лучше.

У простого самоката тормоз один, расположенный под задним колесом. Чтобы он сработал, нужно нажать на крыло. Трюковые часто оснащают двумя независимыми тормозами – под каждым колесом. Но целесообразность их наличия среди профессиональных райдеров – вопрос дискуссионный.

Основное требование к рулю – наличие грипсов (накладок на концах, за которые нужно держаться) из нескользящего материала. Они должны быть прочными и ни при каких условиях не спадать. Дека тоже покрывается специальной «шкуркой», обеспечивающей надежное сцепление поверхности с обувью.

Обычные самокаты чаще всего складные. Так их легче переносить, перевозить в транспорте, хранить дома. Для трюковых это категорически запрещается, иначе при первом же прыжке и приземлении конструкция просто развалится.

Соответственно, превратить обычный самокат в трюковый не получится. Внешне они очень похожи, но конструктивные изменения затрагивают все элементы. Никакие переделки не обеспечат необходимый уровень безопасности при исполнении трюков.

Устройство трюкового самоката

С чего начать обучение

Обучение трюкам начинается с освоения, собственно, езды. Как показывает практика, двигаться по прямой (и даже довольно быстро), сохраняя равновесие, получается почти у всех. Но с поворотами уже возникают проблемы. Нужно сразу запомнить, что при выполнении трюков противопоказаны резкие повороты – сначала райдер притормаживает, а только потом плавно поворачивает руль.

Не менее важно научиться тормозить. Это одно из базовых умений. В процессе обучающийся, как правило, понимает, нужен ли ему только один тормоз или два – под каждым колесом.

Освоение трюков опытные райдеры рекомендуют начинать со следующих упражнений:

  1. Manual. Помогает найти баланс и научиться рассчитывать усилие для нажатия на деку.
  2. Fakie. Чтобы обучение шло легче, рекомендуется выбрать поверхность с легким уклоном назад. Главное, в процессе езды – не забыть, что все движения «работают» наоборот.
  3. Nose Pivot. Поворот деки стоящего на переднем колесе самоката на 180° или 360°.
  4. One Hander / No Hander. Самокатом управляют одной рукой или совсем без рук – руль зажимают между телом и ногами. Затем это упражнение выполняют в сочетании с различными прыжками, так они выглядят намного эффектнее.
  5. No Footer. Нужно одновременно оторвать ноги от деки, перенеся вес тела на руки на руле.
  6. Hop. Необходимая составная часть более сложных связок.

Опытные райдеры рекомендуют относиться к освоению трюкового самоката серьезно:

  1. Тренироваться как можно чаще. Даже базовый трюк в идеальном исполнении – это много потраченных часов.
  2. Не сдаваться, если что-то не получается. Сделать трюк с первого раза без практики невозможно. Главное – не терять уверенность в себе.
  3. Кататься на специально оборудованных площадках. Там же лучше разучивать и все новые трюки.

Начинающим осваивать трюки на самокате, не стоит сразу приобретать самую «продвинутую» и дорогостоящую модель. Лучше выбрать из «массовых» и популярных, отличающихся демократичной стоимостью. А когда навыки улучшатся, уже станет ясно, что именно требуется от средства передвижения.

Тренироваться следует на специально оборудованных для этого площадках
Чтобы освоить даже простой трюк на самокате, потребуется долго тренироваться

Техника безопасности

Падения случаются даже у самых опытных райдеров, не говоря уже о новичках. Поэтому первое и основное правило техники безопасности – использование защитной экипировки. То же самое надевают те, кто катается на роликовых коньках:

  • наколенники и налокотники (жесткие, пластиковые, с мягкой подкладкой, надевают исключительно на одежду);
  • перчатки без пальцев или специальная защита для запястий (при падениях чаще всего страдают именно руки, выставлять их вперед – просто инстинкт);
  • шлем (тщательно подогнанный под размеры головы и всегда застегнутый);
  • высокие ботинки (надежно фиксирующие голень и лодыжку).

Общие правила исполнения трюков на самокате очень просты, но они минимизируют риск причинения вреда здоровью:

  • заранее научиться правильно падать – при резкой остановке самоката райдер неизбежно по инерции улетит вперед, правильно выполненный перекат поможет избежать переломов и иных травм;
  • никогда не кататься в дождь и сразу после него – мокрая земля и полиуретановые колеса – очень опасное сочетание;
  • не тормозить ногами;
  • грамотно выбирать и заранее изучать маршрут и трассу – даже небольшая ямка может стать причиной падения;
  • не переезжать на самокате автомобильные дороги, не кататься на их обочинах.

Основная сложность для начинающего райдера – правильно подобрать самокат. Он должен быть точно подогнан по росту. Если это сделано верно, корпус находится в слегка «скрюченном» положении, а колени чуть согнуты.

Исполнение трюков на самокате – сравнительно новый и активно развивающийся вид экстремального спорта. Простейшие базовые приемы вполне можно освоить самостоятельно. Трюковый самокат отличается от обычного, при выборе учитывают многие нюансы. Не стоит новичку забывать и о правилах безопасности.

Для обучения трюкам на самокате стоит приобрести специальную защитную экипировку
Чтобы избежать травм, необходимо научиться правильно падать

Видео

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Поделится с друзьями
Спортивное снаряжение
Добавить комментарий

Adblock
detector