Конструкция и назначение доски с парусом, разновидности изделия

Серфы и вейкборды

Виндсерфинг — эффектный вид спорта, объединяющий романтику и экстремальность, дарящий неповторимые ощущения скольжения по воде и единения с ветром. Основное оборудование для занятий — доска с парусом, а также необходимая оснастка для управления и крепления. Они отличаются размерами, материалом, видом исполнения. Правильно подобранное снаряжение помогает освоить азы катания, а затем и продвинутые его уровни. Достаточно глубины воды 50 сантиметров и небольшого ветра.

Особенности и назначение

Использовать доски с самодельными парусами начали еще в древности аборигены полинезийских островов. В привычном же современному человеку виде классическая доска серф с треугольным парусом была запатентована во второй половине прошлого века. Новый вид спорта получил название виндсерфинга, а управляемые доски с парусом стали называться виндсерферами.

Суть этого вида спорта: парус прикреплен к корпусу специальными шарнирами, с помощью гика (зафиксированной ручки) серфер управляет им, используя поток ветра. Максимальная скорость, развитая на видсерфере — более 90 км/ч.

Доска с парусом как вид спорта доступна всем, от маленьких детей до пожилых людей любой комплекции. Чтобы преуспеть в катании, важны ловкость и координация, а не физическая сила. Она также может использоваться и в других направлениях серфинга: вейксерфинг, кайтсерфинг, скайсерфинг, бодисерфинг.

Элементы конструкции

Ключевые элементы виндсерфера — корпус, или доска, парус. Это отдельные детали, их можно разъединять. Помимо этого есть и другие части конструкции: мачта, гик, старт шкот, прочие. Размеры зависят от веса спортсмена, и других факторов — уровня профессионализма, стиля катания.

Корпус

Этот снаряд имеет обтекаемую форму, подобранную специально для плавного скольжения на воде. Верхняя его поверхность называется палубой, нижняя — днищем, передняя часть — носом, задняя — кормой. Может иметь длину от 2 до 4,7 м.

На доске в центре закреплен универсальный шарнир из прочной резины, с помощью которого установлена мачта с гиком-уишбоном. Благодаря шарниру мачта с парусом вращаются во всех направлениях и сгибаются, отклоняясь более чем на 90° от вертикали. Шарнир находится в степсе — соответствующем гнезде в корпусе.

К шарниру крепится алюминиевый удлинитель, который входит в нижнюю часть мачты. С его помощью можно цеплять ее и снимать в любой момент.

Снизу в средней части корпуса может быть расположен шверт, или плавник, который служит для предотвращения опрокидывания доски и помогает идти против ветра. Как правило, им оборудованы плавсредства для новичков. Шверт может быть постоянным или убираться внутрь доски нажатием ноги на его часть, выступающую над палубой.

Дополнительно в корме устанавливают еще один маленький неподвижный плавник, или скэг. Он также нужен для лучшего удержания курса. Сверху корпуса в задней его части закреплены 3–8 петель. Они помогают не соскользнуть с доски при сильных порывах ветра.

Обязательный элемент доски для серфинга — стартовый шкот, или веревка, с помощью которой парус поднимают из воды и взбираются на виндсерфер.

Парус

Паруса для виндсерфинга имеют форму крыла и различаются по площади — могут быть размером от 0,8 до 12,5 м2. Чем больше габариты, тем больше ветра в них попадает. Парус удерживается на прикрепленной к корпусу мачте. По центру ее закрепляется гик. Высота его крепления регулируется в зависимости от роста человека. К гику крепятся прочные капроновые петли с пластиковой оплеткой — трапеционные шкоты. Они позволяют серферу дополнительно удерживаться за парус.

Передняя часть, в которую вставляется мачта, называется мачткарман. Задняя деталь с отверстием (люверсом), в котором крепится задняя оковка гика, — это шкотовый угол, а галсовый — жестко фиксируемый к мачте нижний угол паруса.

Латы — продольные вставки из пластика или карбона. Они помогают придать парусу форму крыла и необходимую жесткость. Их закрепляют и регулируют натяжение с помощью специальных ремешков.

Часть конструкции между латами называется окном. Верх паруса — это топ, часть от шкотового угла до основания — нижняя шкаторина. А кромка от шкотового угла до топа — задняя шкаторина.

Для изготовления парусов используют прозрачную пленку, чтобы предотвратить возможные столкновения с другими плавсредствами.

Снаряжение для виндсерфинга
Парус

Материалы изготовления

Корпус доски состоит из нескольких материалов, соединение которых делает ее легкой и одновременной прочной, выдерживающей вес человека:

  1. Основную часть его массы составляет плотный пенопласт. Его окружает слой стеклопластика, полиэтилена или других пластмасс. Нижняя сторона укреплена жестким пенопластом с высокой остаточной прочностью, устойчивым к деформации.
  2. В пенопласт вклеены специальные пластиковые закладные, к которым прикрепляется все оборудование.
  3. Далее идут несколько слоев водостойких карбоновых пленок и/или кевлара, хорошо скрепленных синтетическими смолами. Такое покрытие необходимо для повышения износоустойчивости и защиты пенопласта от возможных разрушений при сильных ударах. От пропитки смолой оно затвердевает, после чего его обрабатывают несколькими слоями полиуретановой краски.
  4. Покрывает всю эту конструкцию виниловая пленка — одноцветная или с рисунком. Она же делает поверхность доски максимально гладкой.
  5. Вставки, предохраняющие ноги от скольжения по палубе, изготовлены из резины.

Для изготовления парусов используют полиэфирную пленку — майлар, монофильм, дакрон. В местах максимальной нагрузки ее усиливают материалом X-Ply (обычная пленка с кевларовыми нитями).

Мачта чаще изготавливается из углепластика. Алюминиевые экземпляры более редки и используются в основном на бюджетных досках для начинающих. Чтобы пошить мачтовый карман, берут прочную синтетику.

Разновидности

Несмотря на огромное разнообразие предлагаемой производителями продукции, вся она классифицируется на несколько основных групп:

  1. Allround/fun — как правило, доски широкие и длинные (от 350 до 370 см), большие по объему и массе, швертовые. Они рассчитаны на новичков и тех, кто предпочитает спокойное катание.
  2. Race — еще более длинные, до 375 см, виндсерферы, предназначенные для гонок по волнам. Паруса на них стоят большие (8 м2 и более), лавироваться на них легко, они хорошо держат курс, имеют широкий ветровой диапазон и отличные мореходные качества.
  3. Freeride — считаются чем-то средним между вышеотмеченными категориями. Эти доски короче, уже и легче, чем fun, быстрее разгоняются, но универсальнее, нежели race. Подходят для свободного катания по любой воде. Также удобны для обучения.
  4. Slalom — доски для скоростного слалома. При сильном ветре максимальная их скорость выше, чем у моделей категории race.
  5. Freestyle — усредненная модель, комбинирующая преимущества групп race и slalom (но взявшая больше характеристик «слаломных»).
  6. Wave — экстракороткие бесшвертовые доски для маленьких парусов и сильных ударных нагрузок.
  7. Formula — гоночные модели шириной 100 и более сантиметров с отличными ходовыми качествами при слабом или среднем ветре.
  8. RSX — гоночные швертовые серфинги с парусом для участия в соревнованиях международного класса.

Паруса также делятся на виды: wave, race, freeride, slalom, freestyle. Важно, чтобы они соответствовали видам досок.

Allround
Formula
Freeride
Freestyle
Race
Slalom

Советы по выбору

Оборудование для виндсерфинга стоит недешево. Поэтому стоит продумать заранее некоторые из факторов, влияющие на выбор:

  • внимательно ознакомиться с природными условиями места катания под парусом — ветровыми возможностями, погодой;
  • точно знать, какой это будет вид водоема — река, море, озеро;
  • критически оценить собственные навыки и физические возможности;
  • определить результат, которого хотелось бы достичь — просто научиться кататься, участвовать в соревнованиях, овладеть каким-либо стилем или трюками;
  • оценить финансовые возможности, определиться, необходим ли новый комплект или стоит поискать хорошего качества уже бывший в употреблении.

Новичкам целесообразно приобрести доску большого размера, устойчивую при отрабатывании начальных элементов катания. Оптимальный ее объем зависит от веса пользователя. Обычно к нему нужно добавить 100 (при большом весе — 110–120). Так, при массе 60 кг объем доски составит 160 л, при 100 кг — 220 л.

От дорогостоящих, но хрупких карбоновых моделей стоит отказаться. Поскольку изначально падать придется часто, желательно, чтобы первая доска для виндсерфинга была максимально покрыта ковриком из резины EVA.

Оптимальная площадь для первого паруса 7–7,5 м2 (у опытных райдеров есть несколько вариантов разного размера). При его выборе важно учесть следующее:

  • пленка должна быть целой и даже без потертостей, которые грозят быстрым разрывом;
  • люверсы (отверстия для веревок) — усиленные капроновым ремнем, плотно пришитым к парусу, а сами — плотно прилегающие к нему;
  • латы — целые, без изгибов, заломов, устройство для их набивания должно быть исправным;
  • топ паруса — из однородной ткани, изготовленный заводским способом и без потертостей.

Неправильно подобранное снаряжение причинит множество неудобств. Поэтому стоит обратиться за помощью в выборе к знающим серферам или тренерам, которые будут помогать в обучении. Если грамотно подойти к этому вопросу, водные прогулки будут приносить только удовольствие и море позитива.

Видео

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделится с друзьями
Спортивное снаряжение
Добавить комментарий

Adblock
detector