Профессиональные спортсмены уделяют много времени тренировкам, следят за питанием, образом жизни. Большое значение имеет правильная экипировка, от которой часто зависят результаты соревнований. Технологичный велосипед для триатлона в настоящее время считается наиболее продвинутым и дорогостоящим представителем велотранспорта. Ассортимент велик и разнообразен, все модели сконструированы специально для скоростной езды, рассчитаны на качественное дорожное покрытие.
Особенности конструкции
Строение велосипедов для триатлона очень необычно. По внешнему виду они похожи на гибриды шоссейных моделей и трековых байков. Топовые изделия дополняют большим количеством аксессуаров, которые всегда удивляют людей, далеких от этой сферы.
Триатлон — вид спорта, который включает в себя плавание, велосипедную езду и бег. Именно по этой причине главные требования к транспорту: маневренность, легкость, хорошая аэродинамика. К главным особенностям моделей можно отнести руль, формирующий «бараньи рога», небольшой вес, вплоть до 3–5 кг, диаметр колес — до 28 дюймов. Конструкция рассчитана на растянутую низкую посадку. К преимуществам изделий относятся:
- Особая форма руля. Благодаря такой особенности при необходимости легко меняется хват.
- Легкий вес. Велосипед оснащают облегченными колесами и рамой. Все комплектующие имеют минимальную массу.
- Универсальность. Модели оптимальны для любителей велосипедных прогулок и профессиональных спортсменов.
- Оптимальный вариант можно подобрать на любого пользователя. Конструкции, предназначенные для мужчин и женщин, значительно отличаются.
- Велосипед позволяет ехать на высоких скоростях, преодолевать длительные дистанции.
- Широкий ассортимент моделей на любой вкус.
Велосипед для триатлона не лишен некоторых недостатков. В первую очередь, это отсутствие задней и передней подвески, а также багажника. Еще один минус — возможность передвижения только по ровному гладкому асфальтовому покрытию.
Рама у велосипедов для триатлона имеет высокую жесткость и небольшой вес. Покрышки узкие, с высоким давлением — до 8 атм.
Разновидности
Весь ассортимент велосипедов, предназначенных для занятий триатлоном, делится на две большие группы. У каждого из вариантов есть свои конструктивные особенности, назначение:
- Шоссейный. Данный тип используют многие спортсмены, которые получают высокие результаты на разных дистанциях. Велосипед оптимален для индивидуальных и групповых тренировок. Классическая конструкция рассчитана на низкую агрессивную посадку, которая наиболее удобна во время длительной эксплуатации. Колесная база короткая, что повышает маневренность, легкость.
- Разделочный. Представляет собой один из подвидов шоссейных велосипедов. По внешнему виду модели напоминают гоночные болиды, футуристический транспорт. Это узкоспециализированные конструкции, предназначенные для индивидуальных гонок с отдельным стартом, оптимальны для триатлона. Изделия обладают низкой маневренностью, поэтому могут привести к опасным столкновениям в групповых заездах.
Существуют и другие подвиды шоссейника. Аэровелосипед снижает воздушное сопротивление, эндуранс обеспечивает комфортную езду, гревел оснащен широкими подшипниками, дисковыми тормозами. Циклокросс — узкоспециализированная модель для соответствующей спортивной дисциплины, трековый оптимален для велотрека, часто используется в качестве городского варианта.
Комплектующие
Выбирая подходящие комплектующие элементы для велосипеда, необходимо учитывать погодные условия, тип дорожного покрытия, состояние трассы. От качества и особенностей этих элементов зависит эффективность тренировок, успех спортсмена на соревнованиях. Особого внимания заслуживают рама, седло, руль и лежак, колеса, а также дополнительный тюнинг.
Рама
От велосипедной рамы зависят ходовые качества, удобство езды. Современные производители используют для создания этого элемента самые разные материалы:
- Сталь. Характеризуется прочностью, практичностью, но имеет большой вес. Сегодня такие рамы практически не выпускают, поскольку у таких изделий есть значимые недостатки: сложности при разгоне, деформации под действием высоких нагрузок.
- Алюминий. Рамы для велосипеда обладают легкостью и жесткостью, но не так прочны, как стальные аналоги. Материал не боится коррозии, стоит недорого, поэтому пользуется наибольшей популярностью сегодня.
- Карбон. Самый легкий, но дорогой вариант. Готовые рамы технологичны, отдельные участки создаются мягкими, другие — жесткими.
Лучшие рамы производят из комбинации материалов с различными свойствами. Так, передний треугольник часто изготовляют из алюминия, задний — из карбона. Короткие перья позволяют спортсмену с легкостью управлять велосипедом.
Седло
Спортивное велосипедное седло состоит из двух элементов: корпуса и рамки. Каркас производят из карбона либо пластика, обычно его оснащают амортизирующей гелевой накладкой. Внешнее покрытие производят из натуральной кожи либо кожзама.
Рамки седла выполняют из стали, карбона или титана. Допустимо использование полых трубок, прутков, которые способствуют снижению массы всей конструкции. Длина сидения составляет 24–28 см. Размеры и форму подбирают на основе индивидуальных предпочтений, учитывают также рельеф и длину дистанции.
Руль и лежак
Хороший руль должен быть удобным и практичным. При изготовлении этих элементов обычно используют карбоновые волокна или алюминиевые сплавы. В зависимости от формы выделяют следующие варианты:
- Прямой. Обеспечивает только один вариант хвата. Обычно используется в городских и фитнес велосипедах. В этом случае можно использовать тормозные ручки.
- Баран. Позволяет применять 4 вида хвата, от которого зависит наклон торса. Чем сильнее он будет, тем ниже воздушное сопротивление. Длина руля должна соответствовать ширине плеч. Широкие модели (44–46) позволяют сильнее закладывать корпус во время поворота, улучшая маневренность велосипеда, узкие (36–40) обеспечивают наиболее обтекаемую посадку.
- Аэронадинамичный шоссейный. Имеет более обтекаемую форму по сравнению с прямым вариантом. Производится чаще всего из карбона.
- Комбинированный с выносом. Дает дополнительную жесткость, выигрыш в массе. Внутрь руля часто прячут проводку тросов.
Лежак представляет собой специальное приспособление, которое фиксируется на руле шоссейного велосипеда для триатлона. Подобные изделия обеспечивают надежную опору для локтей, при этом ладони располагают на ручках в передней части выноса. Посадка разгружает мышцы спины, однако не позволяет пользоваться тормозными ручками, поэтому не используется в групповых заездах.
Колеса
Накат велосипеда зависит от особенностей колес. Всего выделяют 4 разновидности:
- Низкопрофильные. Считаются наиболее легкими, проще разгоняются. Обладают низкими показателями кинетической энергии в связи с небольшой массой.
- Высокопрофильные. Весят больше по сравнению с предыдущим типом, но служат дольше, чаще всего устанавливаются на любительские велосипеды.
- Аэродинамичные гоночные. Характеризуются хорошей обтекаемостью, большой массой. При производстве изделий используют высокотехнологичные материалы с оптимальным сочетанием прочности и веса.
- Диск. Тяжелый, зато обеспечивает хорошую инерцию. Оптимален для трека и гонок с раздельным стартом.
Толщина покрышек велосипеда влияет на качество сцепления, накат, амортизацию. Кроме того, шины «поглощают» часть неровностей дорожного покрытия. У шоссейных моделей толщина покрышек составляет 23–25 мм, у гоночных — до 28 мм.
Дополнительный тюнинг
Спортсмены стараются выбрать лучший велосипед, который будет оптимален при прохождении скоростной дистанции. Эффективность тренировок можно повысить при помощи дополнительного тюнинга. Для этого используют питьевые системы, специальные багажники, в которых размещают продукты питания, инструменты. Многие производители дополняют модели конструкциями для подачи воды.
Особенности тренировки на разделочных велосипедах
В первую очередь необходимо позаботиться о правильной посадке на велосипеде. Для этого нужно выполнить несколько манипуляций:
- Настраивают высоту штыря под седлом. Спортсмен садится, опускает ступни на педали.
- Одни из шатунов выставляют вперед. В таком положении нога будет максимально вытянутой без мышечного напряжения.
- Колено должно быть немного согнутым. Оптимальный угол сгиба — около 170º.
- Когда шатун встает вертикально, угол сгиба колена в нижнем положении должен составлять примерно 150º.
- Производят регулировку седла. Для этого необходимо присесть, упереться в поверхность двумя тазовыми косточками, равномерно распределяя между ними вес всего тела. Положение сидения корректируют параллельно поверхности дороги.
- Шатуны устанавливают в горизонтальном положении. Колено должно точно застывать над осью педалей. Если сделать это не удается, необходимо передвинуть седло назад либо вперед.
Сегодня существует специальное приложение для телефона, которое по фотографии определяет положение спортсмена на велосипеде, и на основании этого выдает полезные рекомендации по коррекции посадки.
При выборе подходящего велосипеда для триатлона необходимо учитывать особенности использования. Для профессиональных тренировок оптимальны шоссейные модели, но на них можно ездить только по ровным асфальтированным трассам. Катание по пересеченной местности возможно на специально предназначенных для этого «гибридах».
Интенсивные тренировки на велосипеде рекомендуется проводить в утренние или вечерние часы. При наличии качественной экипировки можно одинаково успешно заниматься не только летом, но и зимой. Не стоит кататься при температуре воздуха ниже -8ºС. Полезно использовать фитнес-трекер, который показывает длительность езды, количество километров, а также частоту сердцебиения.
Шоссейный или разделочный велосипед станет идеальным транспортным средством для триалона. Эти модели специально разработаны для скоростной езды по ровному дорожному покрытию. При выборе подходящего варианта необходимо учитывать особенности комплектующих элементов, личные предпочтения.