Конструкция и принцип работы планетарной втулки, алгоритм установки

Запчасти

Для людей, которые ежедневно ездят на велосипедах и желают получать удовольствие от таких прогулок, создали специальную систему. Это механизм, помогающий плавно переходить от скорости к скорости: он называется планетарная втулка, встраиваемая в заднее колесо. Устанавливается самостоятельно. С таким устройством можно забыть о быстром износе деталей.

Что собой представляет

Что такое планетарная втулка — это система, участвующая в переключении скоростей велосипеда. Этот сложный механизм был изобретен еще в 1880 году. Его можно сравнивать с автоматической автомобильной коробкой передач. Он удобен, функционален и при правильном обращении подарит массу удовольствия во время езды.

Обычная втулка имеет 3 скорости, но есть и с большим количеством (7-14), такие стоят дорого.

В этом типе трансмиссии непростая система шестеренок, которые заключены в стальной цилиндр. Также есть основная шестерня (центральная), вокруг которой и вращаются другие шестеренки, аналогично солнцу и планетам. В этом заключается принцип работы управления скоростями.

Если низкая передача (первая), то ребристое колесико начинает свое движение с помощью задней звездочки. За счет планетарной обоймы втулка перемещается, передача понижается. Вследствие этого, колесико делает три вращательных движения, а звездочка 4. После чего передача падает на 25 процентов. Если передача вторая, зубчатое колесико приходит в движение за счет звездочки, вследствие чего перемещается и втулка.

На более высокой передаче (третьей), зубчатое колесико двигается из-за звездочки, которая давит на обойму. Звездочка вращается трижды, в это время колесико делает 4 вращения. Каждый раз передача вырастает до 33 процентов.

Передачи меняются ручкой, которая расположена на руле. Она имеет сходство с мотоциклетной — также может вращаться вокруг оси. Во время переключения слышатся особые щелчки.

Плюсы планетарной втулки для велосипеда:

  1. Механизм спрятан, а значит, меньше подвержен загрязнениям и влаге, вследствие чего детали служат дольше.
  2. Переключать передачи можно даже в спокойном состоянии велосипеда.
  3. Эксплуатировать транспортное средство с помощью втулки проще.
  4. Можно делать переключения не последовательно, а на разные скорости (с 1 на 4, с 5 на 2 и т.д.).
  5. Используется обычная односкоростная цепь.
  6. Менять масло можно раз в несколько лет.
  7. Не требуется регулярная чистка и мытье.
  8. Нет риска повреждения при падении велосипеда или столкновении с чем-либо.
  9. Можно пользоваться ножным тормозом.

Но и без недостатков не обошлось:

  1. Втулка довольная тяжелая.
  2. Дорого стоит.
  3. Сложный механизм не подлежит ремонту.
  4. С втулкой будет тяжело подниматься в гору или развивать большую скорость.
  5. Не подходит для спортивных велосипедов.

Чтобы велосипед был дольше работоспособный, не следует крутить педали во время переключения передач и подниматься в гору на высокой скорости.

Детали переключателя

Планетарная втулка — сложный механизм, в составе которого есть несколько элементов. Один крепко зафиксирован, всегда обездвижен. Другие постоянно в движении.

Редуктор

Основа втулки велосипеда — одноступенчатый планетарный редуктор, который состоит:

  1. Из солнечной шестерни, соединенной неподвижно с осью колеса, расположенного сзади. С этим элементом сцепляются сателлиты и вращаются вместе с солнечной шестерней в жестком сцеплении. От данной детали также зависит регулировка скоростей. Находится по центру.
  2. Сателлиты — планетарные шестеренки. Их несколько в механизме (4 штуки). Они соприкасаются с солнечной шестерней.
  3. Эпициклической шестерни (еще ее называют кольцевой). Она двигается после нажатия на педаль. Находится с обеих сторон механизма, занимает крайнее торцевое место.
  4. Водило. Фиксаторы для сателлитов. Благодаря такому крестообразному креплению, планетарные шестеренки не расходятся по сторонам.

В диаметре все звенья разные. Шестеренки имеют также неодинаковую скорость вращения.

Каретка

Для крепления планетарной втулки на велосипед необходима стандартная каретка. Понять, как работает система, несложно. Переключатель скоростей приводится в активность после присоединения звездочки с корпусом втулки.

Если включена 1-ая передача, то с коронной шестерней соединяется звездочка, а водило со стаканом втулки. При 2-ой передаче — стакан сопрягается со звездочкой, шестеренки же двигаются вхолостую. 3-я передача — сочетание водила и звездочки, корончатой шестерни с корпусом втулки.

Чтобы планетарная передача работала слажено, потребуется хорошая густая смазка.

Установка

Устройство планетарной втулки может быть вмонтировано собственноручно. Для работы понадобятся шестигранные ключи, рожковые, а также малый разводной или накидной, плоская отвертка или шило, рулетка. Устанавливать стоит поэтапно в хорошо освещенном помещении.

Сборка самой втулки:

  1. Первой нужно установить звездочку. Сдвиг линий не должен быть более 1 см и менее 5 мм. Зафиксировать ее стопорным кольцом.
  2. Установить пластмассовый пыльник.
  3. Далее очередь механизма, который и будет отвечать за переключение скоростей на велосипеде. Важно совместить красные метки на обоих элементах так, чтобы они были на одной линии.
  4. Поставить запирающее кольцо и развернуть его на 45°C до упора.
  5. На планетарную велосипедную втулку, которая не идет с ножным тормозом, нужно установить роллерный тормоз. Его насадить туго на стакан втулки. Рычаг же должен двигаться свободно.

Установка втулки на велосипед:

  1. Снять заднее колесо.
  2. Убрать резину, флиппер, кассету, основной элемент дисковой тормозной системы.
  3. Зафиксировать колесо в удобном положении, убрать спицы.
  4. Измерить втулку, обод для расчета длины новых спиц.
  5. Взять планетарную велосипедную втулку, заспицовать по классической схеме (в 3 креста).
  6. Всю установку прикрепить на велосипед стопорной шайбой. Во время закручивания важно следить, чтобы механизм не прикасался к раме.
  7. Надеть резину, установить тормозной диск.
  8. Снять передний и задний переключатели, цепь, поставить колесо, закрепить при помощи гаек.
  9. Установить все элементы на прежнее место.

Планетарный переключатель идеален для велопрогулок по городу или парковой зоне, но не подходит для спорта, так как не переносит большой нагрузки, много весит. Система надежна, долговечна, не требует особого ухода. Пользоваться велосипедом со встроенным механизмом просто.

Снять заднее колесо

Демонтировать резину, ободную ленту, кассету и тормозной диск

Измерить обод и втулку для расчета длины новых спиц

Выполнить классическую спицовку в три креста

Поставить на стенд и начать протяжку

Надеть резину, установить тормозной диск и ведомую звезду

Установить натяжитель цепи

Снять грипсы, тормозные ручки, заменить манетки

Подобрать длину вала новой каретки

Установить систему

Готово

Видео

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделится с друзьями
Спортивное снаряжение
Добавить комментарий

Adblock
detector