Велосипед как вид транспорта набирает все большую популярность даже в крупных городах. Для любителей покататься на нем прокладываются специальные дорожки, устанавливают парковочные стойки, создают целую систему велопроката. И все же добраться из одного конца мегаполиса в другой сложно, минуя подземку, а потому вопросы, можно ли в метро с велосипедом и нужно ли платить дополнительно за его провоз, актуальны для огромного числа городских райдеров. Правила не так сложны, ознакомившись с ними заранее и прихватив пару необходимых инструментов и других аксессуаров, можно путешествовать под землей со своим двухколесным «конем».
Когда необходима транспортировка байка
Несмотря на то что перевозка велосипеда в метро — дело непростое из-за многолюдности этого вида транспорта, зачастую без него не обойтись. Ситуаций, когда приходится воспользоваться подземной перевозкой, может быть немало:
- Катание запланировано за городом или в дальнем его районе — долгая поездка вызовет усталость еще до начала велопрогулки. Или же, наоборот, после интенсивных нагрузок нет сил ехать домой своим ходом.
- Новый велосипед еще только везется к месту своего назначения.
- Двухколесный друг требует ремонта, а мастерская находится далеко.
- Загородная поездка не предполагает движение по городу.
- При дефиците времени нет возможности тратить его на долгую дорогу на велосипеде «по верху».
Это далеко не все из причин, вынуждающих спускаться под землю с достаточно габаритным грузом. Еще чаще приходится осуществлять провоз велосипеда для ребенка. Его транспортировка также ограничена правилами.
Общие требования к перевозке
Правила пользования метрополитеном в тех городах, где он существует, отличаются лишь небольшими нюансами. Они содержат практически одинаковые требования, цель которых — обеспечение безопасности и удобства людей, пользующихся им. Перевозке различного вида грузов посвящено несколько пунктов правил.
Так, нельзя не только провозить поездами подземки, но и находиться на платформах станций с громоздким багажом, то есть таким, у которого сумма измерений по высоте, длине, ширине превышает 1,5 м (в отдельных городах — 2 м) или длинномерными предметами длиной более 2 м 20 см. Они могут создать неудобства окружающим при обычной поездке, или, что более опасно, помешать им быстро покинуть метро при опасности, например, при возгорании, пожаре. Под это определение подходят и веломашины для взрослых. Более того, правилами пунктом 2.10.4 упомянуто отдельно, что велосипеды (кроме складных), а также иные транспортные средства, за исключением инвалидных и детских колясок, нельзя ни перевозить отдельно, ни использовать для транспортировки багажа.
Еще один момент: за кладь, у которой сумма измерений по высоте, длине, ширине равна или превышает 121 см, но меньше 150 см (или 200 см в некоторых городах), нужно платить как за отдельное место. Сумма таких мест на одного пассажира — не больше двух. Таким образом, несмотря на ограничения, сами же правила указывают и способ, как без нарушений провезти подземкой велосипед практически любого размера.
Правила провоза велосипеда
Итак, поскольку правила делают исключения для складных байков, вопрос, можно ли в метро с велосипедом, решается просто. Даже нескладную модель несложно сделать таковой, сняв переднее колесо (со складным трансформером все совсем просто — велосипедисту и разбирать его не нужно, достаточно сложить трубы рамы). У современных моделей оно снимается просто, быстро, как и ставится впоследствии на место. Таким образом байк становится ручной кладью. Единственный минус — его и колесо придется нести в руках. Это достаточно сложно, требует физических сил, выносливости.
Кроме того, понадобится защитный чехол, чтобы, согласно правилам провоза велосипеда в метро, не создавать неудобства остальным пассажирам — не травмировать их, не испачкать. Легкие, прочные велочехлы из специальной синтетической ткани можно приобрести готовыми или сшить самостоятельно. Они относительно недороги, удобны, имеют ручку для переноски. В них сам велосипед также защищен от возможных царапин при транспортировке. При разовой перевозке для «упаковки» подойдут крупногабаритные мусорные пакеты (на 160 л) со скотчем.
В большинстве случаев велосипед со снятым передним колесом примерно вписывается в разрешенные габариты и этого бывает достаточно, чтобы работник станции пропустил его владельца с образовавшимся багажом на перрон. Если же, проявив принципиальность, он выявит несколько лишних сантиметров, придется снимать дополнительно заднее колесо. Тогда габариты байка точно не станут нарушением правил, а колесо дополнительно поместится в чехол.
Что касается детских велосипедов, то если в сумме его измерения не превышает допустимые, также должен быть в чехле при перевозке, однако на практике дежурные, как правило, пускают с ним на перрон без подобных ограничений.
Еще несколько советов, позволяющих безопасно провозить велосипед в метро:
- Разбирать, складывать, упаковывать его, а впоследствии собирать следует за пределами станции.
- При нахождении на эскалаторе нужна особая осторожность, чтобы не задеть других пассажиров и одновременно позаботиться о собственной безопасности. Для этого багаж помещают с правой стороны и становятся вплотную к нему слева, стараясь оставить проход для других людей.
- Следует не забыть заплатить за проезд с дополнительной ручной кладью.
- Проходить через турникет с зачехленным, но достаточно габаритным грузом неудобно. Обычно работники станции после полной его оплаты предлагают пройти через проход рядом с турникетами. В любом случае можно (даже нужно!) попросить их об этом.
Указанные выше правила перевозки пригодятся не только во время поездки на метро, но также при транспортировке велосипеда в общественном транспорте любого вида.
Ситуации бывают разными, но все же желательно спланировать поездку так, чтобы в метро с велосипедом не попасть в час пик. Из-за возможных проблем — нечаянного травмирования окружающих или порчи имущества метрополитена — может оказаться, что было проще проехать десяток километров по городу, чем разбираться с последствиями подземного путешествия. Ранним же утром или поздним вечером (если по пути следования не ожидается наплыва пассажиров после спортивного матча, например) ездить в метрополитене намного более комфортно, тем более с габаритным грузом.
Таким образом, велосипед в метро провозить разрешается, если выполнять соответствующие требования. Они, с одной стороны, несложны, особенно если велосипед складной и привести его габариты в соответствие с допустимыми не проблематично. С другой, поскольку нести своего «двухколесного друга» придется в руках, для женщин, девушек, подростков подобное путешествие может оказаться слишком сложным.